Прогрев двигателя перед поездкой
Или чем опасна езда на не прогретом двигателе.
В природе вещей существуют два мнения, одно утверждает что надо греть двигатель перед поездкой , другой что не надо. В принципе как ни странно, они оба правильные!
Но есть одно НО. Давайте рассмотрим несколько интересных моментов.
Момент первый
Чтобы запустить холодный двигатель, в его цилиндры надо подать более обогащенную топливную смесь. За это отвечают датчики установленные на двигателе, опираясь на их показания ЭБУ решает какое количество топлива надо подать в цилиндры. Также, пока двигатель не прогреется, он работает на этой обогащенной смеси. Это повышенный расход топлива, и повышенное загрязнение воздуха. Это плохо, для природы, и для кошелька владельца.
Прогревочные бороты только что запущенного холодного инжекторного двигателя обычно не могут превышать 1800 оборотов в минуту, это заложено конструкторами. По показаниям датчика расхода воздуха( один из основных датчиков для определения количества топлива подаваемого в двигатель) расход воздуха колеблется от 5 до 15 г\сек. И по мере прогрева он уменьшается. Чтобы автомобиль начал двигаться нужно нажать на педаль газа. При этом расход воздуха увеличивается в несколько раз, пропорционально нажатию на педаль газа, от 35г\сек и выше. Соответственно увеличивается и расход топлива.
Как уже доказано наукой, стехиометрический состав топливной смеси имеет соотношение 12:1. Т.е. 12 частей воздуха, и 1 часть топлива. При холодном запуске эта пропорция изменяется в сторону увеличения по части топлива. Соответственно поездка на непрогретом двигателе бьет по природе и по кошельку. Да, двигатель под нагрузкой прогревается быстрее, и соотношение частей топливной смеси быстрее приходит в норму, но по опыту при езде топлива сжигается больше, чем на стоячем автомобиле. Вот относительный график взятый из интернета. Если брать цифры, то расход топлива моего двигателя на холостом ходу составляет 0.8-0.9 л\час, а на скорости 60 км.ч — 6-8л.
Момент второй
По законам физики чем ниже температура, тем более хрупким становится любой предмет. Ярким примером для этого является пластик. Никто не ломал пластиковые детальки на морозе, которые дома в тепле спокойно гнутся? Метал тоже подчиняется законам физики, только в меньшей степени чем пластик. Но тоже может сломаться при увеличении нагрузки. Поэтому езда на не прогретом двигателе имеет больше шансов повредить его.
Момент третий
Длительность поездки. Бывает так что надо быстренько метнуться в булочную за хлебом, а на улице мороз и ветер. Бежать по морозу не хочется, а машина стоит рядом с подъездом. Доехать на машине 2 минуты, и греть машину 10 минут естественно не хочется, за это время можно было пешком сбегать, и по этому едем на не прогретой машине.
Момент четвертый
Конденсат. Да- да, именно конденсат. Если не учили физику в школе и не знаете о существовании некоторых законов, то это не значит что они не работают. Вспоминаете лето, и дождливую погоду, или зиму, когда надо отогреть окошки, чтобы через них было видно окружающий машину мир? Так вот, внутри мотора происходит тоже самое. Воздух проходя под клапанной крышкой выделяет конденсат, и пролетает в цилиндры. А влага остается и смешивается с маслом, образуя эмульсию, которая в конечном итоге легко может повредить двигатель. К этому в подробностях мы вернемся позже.
Это те нюансы, которые присущи холодному климату. В теплом климате, или летом, когда за бортом +30С, то и двигатель принимает температуру окружающей среды. Скажем так, минимальная рабочая температура двигателя примерно 40-45 градусов. Т.е. при этой температуре двигатель вполне нормально себя чувствует и готов к дальнейшим нагрузкам без последствий. И при 30С эти рабочие 40-45С двигатель набирает через 1-2 минуты работы. Естественно в этом случае греть мотор 10 минут не имеет никакого смысла. В итоге мы имеем две правильные и абсолютно противоположные позиции по одному вопросу: греть или не греть.
Что касается конденсата. Как часто вы открываете крышку маслозаливной горловины и заглядываете вовнутрь неё? А мы заглядываем каждый раз, когда меняем клиентам масло в двигателе в нашем автосервисе. И когда показываем на светло-коричневые маслянистые отложения клиенты начинают паниковать, и спрашивать как антифриз попадает в масляную систему, и что с этим делать?
Но все дело в том, что виноват не антифриз, а влага из воздуха. Система вентиляции картерных газов устроена так, что на небольших оборотах уличный воздух пройдя воздушный фильтр, по специальному каналу попадает под клапанную крышку, там он смешивается с картерными газами, и пройдя маслоотделитель и специальный клапан попадает в задроссельное пространство, и далее в цилиндры. При запуске зимой воздух холодный, а мотор недостаточно нагрет, и в этот момент встречи теплых и холодных потоков под клапанной крышкой образуется конденсат. Если имеют место много коротких поездок на холодном моторе, то масло приобретает не как положено черный цвет, а коричневый, и чем больше влаги — тем светлее становится цвет. Если поездка длинная, или мотор прогрели, то температура двигателя находится в районе 95-98С, и влага успевает испаряться, и не собираться внутри мотора, а во время длительной поездки, она испаряется из масла.
А почему эмульсия скапливается под маслозаливной горловиной? Ответ прост — там мертвая зона и высокое место в двигателе. Заливное отверстие обычно находится сверху двигателя — так удобнее заливать масло. А чтобы разбрызгиваемое масло не протекало через уплотнения крышки — то обычно её ограждают пластиной или делают преграду в виде лабиринта. Влага испаряясь поднимается наверх, и собирается в этом месте.
Так что в холодное время года мотор лучше прогревать, чтобы избежать неприятных последствий.
Надеюсь эта информация поможет вам принять правильное решение.