Уровень масла в двигателе.
Что такое уровень масла в двигателе, как его проверить, и какой он должен быть вообще?
Вопрос достаточно сложный, и ответить на него однозначно невозможно, но я попытаюсь. Начнем с основ, что такое вообще: Уровень масла в двигателе.
Как вы знаете любая емкость имеет свой объем. И в зависимости от формы емкости, верхняя граница одного и того же объема, например 4 литра, будет на разном расстоянии от дна емкости. Поддон двигателя тоже является емкостью, и причем у каждого мотора своя форма масляного поддона. Соответственно уровни там будут разные.
Для того, чтобы контролировать уровень в поддоне инженеры придумали щуп. Он стоит в строго определенном месте, определенной длины, и имеет метки. По этим меткам можно узнавать сколько масла находится в поддоне двигателя. И если вы следите за уровнем масла, то с мотором не возникает неожиданных проблем.
Также по щупу можно визуально контролировать состояние масла. Насколько оно грязное, как часто оно менялось предыдущим владельцем, и нет ли в нем посторонних жидкостей. Например антифриза или бензина.
Масло, в которое попал антифриз или вода выглядит вот так. И по факту это уже смазочная эмульсия, а не моторное масло. Если двигатель на этой эмульсии работал недолго, то ничего страшного с ним не произойдет. Если долго — возможно появление проблем.
Если в масло попадает бензин или солярка, а этим грешили автомобили марки Мерседес и Фольксваген, то последствия для двигателя, примерно такие же как и от воды. Только в этом случае цвет масла не меняется, а просто увеличивается его уровень в поддоне. Если вовремя это не заметить, и не предпринять меры, обеспечен серьезный и дорогой ремонт двигателя.
Для этого и существует масляный щуп. В определенный момент уровень масла на нем будет не убывать, а расти. И с каждым днем он будет все больше и больше — это повод задуматься. Это не проценты в финансовой пирамиде, это законы физики, а их обмануть нельзя.
Некоторые производители вообще отказались от масляного щупа, например БМВ. Там за всем следит электроника. Мотор захомячил несколько литров масла, на табло загорелась надпись что надо восполнить потери. Куда заливать масло — отверстие есть, а сколько надо долить? Щупа нет, надо искать документацию по автомобилю, и смотреть в ней заправочные объемы. И точно знать, при каком уровне загорается надпись о низком уровне, и сколько надо долить, чтобы не было больше положенного. Если у вас нет такой информации — вас радостно встретят в автосервисе.
Так что уровень масла, и масляный щуп, являются некоторым прибором косвенной диагностики здоровья двигателя. Для тех кто разбирается в технике, и знает как пользоваться ей.
Высокий уровень масла
Как говорится: больше — не меньше. Но для двигателя высокий уровень масла это не всегда хорошо.
Причина первая: образуется течь масла через сальники коленвала, передний и задний, правда в зависимости от количества налитого в поддон масла. Если уровень немного ниже сальников — течь не очень большая, если выше- сами понимаете.
Мотор цепной — страшного ничего, кроме экологии и масляных пятен под машиной. Ну еще разъедает маслом приводной ремень агрегатов. Замасливание, зарастание пылью, ухудшение охлаждения, попадание масла на выхлоп и возгорание мы не рассматриваем.
А вот с ременным приводом ГРМ- тут пичалька. Масло попадает на ремень ГРМ, разъедает его и выводит из строя. Тут в лучшем случае у вас на ходу заглохнет мотор. В худшем — загибает клапана, отрывает тарелки, они задирают стенки цилиндров, лучше об этом не думать.
Среднее превышение уровня масла- коленвал при вращении начинает задевать за моторное масло. Ударная нагрузка там небольшая и не разрушительная. Но при этом начинает вспениваться масло, в результате процесс окисления масла на воздухе происходит быстрее. Оно теряет свои свойства.
Низкий уровень масла
Совсем низкий уровень масла — это масляное голодание. Это когда маслозаборник вместо масла начинает захватывать воздух. При этом падает давление в системе, начинает загораться лампа аварийного давления масла. Обычно это происходит в поворотах, когда масло смещается в одну сторону, и освобождает маслозаборник от масла.
Уровень ниже щупа — это когда вытаскиваешь щуп, он вроде в масле и кажется что все в порядке. Вытираешь его, засовываешь на свое место, снова вынимаешь, смотришь на него — а щуп сухой! И тут возникает вопрос — сколько масла в поддоне? Там может быть 2 литра, а может быть и 0.2литра.
Дело в том, что японский мотор будет работать и на 0.2л масла. Но только на холостом ходу и без нагрузки. При этом лампа аварийного давления масла загораться не будет. И мотор может так работать достаточно долго. Но стоит совершить агрессивную поездку на автомобиле, и начнут происходить необратимые повреждения двигателя.
Почему это происходит?
Очень просто. Если вы учились в школе, и посещали уроки физики. А не перешли сразу из детского сада в МГУ на факультет международных отношений, то вы должны знать некоторые законы. Например, чем больше объем жидкости, тем он дольше нагревается, при одинаковом количестве тепла. Когда в поддоне двигателя осталось 0.5 литра масла, оно нагревается в 8 раз быстрее, чем штатные 4 литра. В городе, пока вы стоите в пробках тепловая нагрузка на двигатель не очень большая. И масло не успевает нагреваться до высоких температур. Когда вы едете по трассе, со скоростью 120-140 кмч, или больше, рабочая температура масла повышается. И при этом давление масла в системе не падает ниже критического. Чтобы загорелась лампа аварийного давления масла. Потому что производительность маслонасоса достаточно большая, и обороты двигателя тоже.
Больший объем масла нагреть сложнее, чем меньший. Соответственно температура масла меньшего объема поднимается выше критичной, и оно становится более жидким. Нагрузка на двигатель высокая, масло слишком горячее и жидкое, в итоге в конце длительной поездки, или раньше мы получаем стуки в двигателе. А это снова серьезный ремонт.
По этому производитель автомобиля указывает максимальный и минимальный уровень масла в двигателе. При котором он гарантирует исправную работу агрегата.
Уровень — на кончике щупа.
Это уже радость, что хотя бы видно, что масло в двигателе есть, и его примерно половина положенного уровня. И не надо сломя голову бежать в магазин за банкой масла и выливать её в мотор.
Как проверять уровень масла в двигателе?
Правильный уровень масла должен быть между меток Минимум и Максимум.
Есть две фундаментальные школы проверки уровня масла.
Первая — вытаскивать щуп на двигателе, который был остановлен несколько часов назад. Дав горячему маслу стечь в поддон двигателя. И в этом случае мы знаем точный уровень масла в двигателе, который собрался внизу.
Вторая — завести двигатель, дождаться пока масляная система заполнится, и погаснет лампа давления масла, греть до рабочей температуры необязательно. Заглушить, и проверить уровень масла.
В принципе обе школы правильные. Но с технической точки зрения, вторая школа дает более верное представление об уровне масла. Особенно в тот момент, когда ваш двигатель работает. Масляный фильтр имеет свой объем, который заполняется маслом. И может стоять строго горизонтально, или под углом к уровню горизонта в обе стороны.
Если он стоит дном вниз — то его объем не сильно сказывается на общем уровне масла. Только при первоначальном заполнении системы, после замены масла. А вот если вверх — то в зависимости от качества исполнения, и размера фильтр может опустошаться и повышать общий уровень масла в поддоне. А если их два…..
Какое масло доливать в двигатель?
Правильный ответ на этот вопрос — то масло, которое было залито в двигатель.
Если такого в наличии нет, то любое, подходящее по вязкости, которое есть в магазине. Когда надо ехать, двигатель должен работать, и выбирать приходится из того, работать ему без масла, или долить другое. Как механик, я выберу долить другое масло.
Но тут есть один нюанс. Сейчас начали выпускать полностью синтетические масла, сделанные непонятно из чего: из газа, рапса, куриного помета, и т.д. Вот с этими маслами надо быть поосторожнее, непонятно как «куриный помет» среагирует с углеводородами, и что из этого получится. А современные масла сделанные из нефти (углеводороды) смешиваются друг с другом без последствий. По крайней мере информации и проблемах при смешивании я не встречал.