Site Overlay

Электроусилитель руля.

Электроусилитель руля

Электроусилитель руля, что это такое, можно почитать на просторах интернета, и удивиться какая это замечательная и  обалденная вещь. Все крутится, все рулится, настраивается по желанию владельца. Крутить руль  можно одним пальцем, а если добавить немного электроники, то баранка сама будет крутиться без участия водителя. Он экономит топливо, от 0.4 до 08 л на 100 километров.  Сплошные экономии, радости и плюсы. 

Этот электронный девайс призван облегчить страдания владельцев автомобилей с обычным гидроусилителем руля.
1. Не надо менять масло в системе рулевого управления  ( экономим на обслуживании).
2. Высокая информативность руля. Очень удобно управлять машиной в городе и на трассе.
3. Высокая надежность системы при отсутствии гидравлики( которая всегда течет).
4. Помощь при возврате колес в прямолинейное положение.
5. Автоматическое удержание колес в среднем положении ( при разном давлении в шинах).
6. Экономия топлива.
7. Легкая настройка под разные виды автомобилей.
8. Низкая стоимость производства.

Правда  эйфория быстро улетучивается, если начинаются проблемы с электроусилителем руля.

Давайте рассмотрим отличия электроусилителя по порядку.

П1. Согласен, не надо пачкаться и менять масло в гидроусилителе руля каждые 40 000 км. Тем более что в современных автомобилях официальные дилеры не предусматривают замену масла в гидроусилителе. Рассказывая о том, что масло залито на весь срок службы автомобиля. А срок службы исчисляется сроком гарантии 3 года, или пробегом в 100 000 км, а то и меньше.

П2. Готов поспорить. У меня машина с гидроусилителем , по неделе катаюсь в Европе на консервных банках с электроусилителем, и особой разницы не заметил. Дисплея на руле нет, так что информативность  руля это басни. Переключение город-трасса  кнопкой –баловство. Пробовал во всех положениях и режимах, разницы я не почувствовал. Возможно это почувствует анарексичная блондинка, которой не хватает сил встать со стула, если у нее на спине сидит муха.

П3. Высокая надежность – это в теории. Почитав форумы владельцев машин с электроусилителем я плакал. Честно, мне очень жаль этих ребят. Наехал на жвачку, слишком быстро  повернул колеса, стукнулся об  бордюр при развороте, влетел в глубокую яму, и баста, руль перестал легко крутиться. Загорелась лампочка неисправности, электроусилитель отключился,  езжай дальше и качай бицепсы. Бывает что в одну сторону руль крутится легко, а в другую тяжело. В автосервисе тоже надо отдаваться специально обученному грамотному автослесарю. Если при замене рулевого наконечника по нему стукнули молотком, то все, проблема обеспечена. Владельцы автомобилей с гидроусилителем  лишены такого счастья, все обычно заканчивается тем, что криво встает руль, и надо отрегулировать сход-развал.

П4. В теории согласен, особенно если у вас заднеприводной автомобиль. Если у вас передний привод, то это не актуально. Немного надавив на газ, подчиняясь законам физики руль и так встает в прямолинейное положение.

П5. Когда при поездке руль изменяет положение, и машину начинает тащить в сторону, нормальный водитель выйдет из машины и попытается понять причину происходящего. И если колесо спущено, то его сразу видно, и проблема устраняется, без причинения вреда резине. Если руль компенсирует усилия увода в сторону, то о спущенном колесе вы узнаете от соседних водителей или по дыму горящей резины. Еще есть системы следящие за давлением в шинах, и информирующие водителя  о проблемах с колесами. Но не каждая машина оборудованная электроусилителем,  упакована  и  такой системой.

П6. Хи-хи. Если заправить машину Норвежским бензином, дать подышать Финским воздухом, и прокатить по Немецким автобанам, то я соглашусь. Экономия топлива происходит от того, что при прямолинейном движении мотор электроусилителя не работает, соответственно не потребляется электричество, и нагрузка на мотор автомобиля меньше. Но это в старушке Европе, а в наших условиях это не актуально. Ямы, дебилы, и прочие дорожные напасти не дают рулю отдохнуть, и по этому считать это правильным  сомнительно.

П7. Вы прежде чем поехать на машине подключаете комп, и в зависимости от настроения и тяжести в мышцах настраиваете усилие на руле?

П8. Согласен, она действительно низкая. Чего не скажешь про стоимость автомобиля, и самих запчастей электроусилителя в случае его выхода из строя.

Немного реальности про электроусилитель

Ну а теперь немножко реальных гадостей в эту бочку меда.
Для уменьшения трения и шумности электроусилителя червячная пара имеет пластиковую шестеренку. Да, современный пластик прочнее металла, особенно того, который производят в Китае. И при сильном ударе колесом о препятствие, реактивное усилие, возникающее на рулевом валу может повредить шестерню. И тогда дорогостоящий ремонт неизбежен. А при дешевом производстве, ремонтопригодность практически нулевая, соответственно ремонт производится заменой блока целиком.

Слово ЭЛЕКТРО подразумевает  контакты, провода и блоки управления, и все это боится влаги. По этому заезд в глубокую лужу  чреват проблемами, если электроусилитель находится на самой рулевой рейке.  Как бы не старались производители,  герметизировать систему в наших погодных условиях, она не будет вечной.  Любая электроника любит глючить, вы очень довольны своим мобильником, он никогда не поводил? Ну и по опыту эксплуатации различных вещей, механические устройства надежнее электронных.  Хотя вопрос спорный. Но если сравнить космические технологии, и Китайский ширпотреб……..

Облегчение владельцу автомобиля может принести некоторая техническая грамотность и наличие в машине пары проводов. Дамы дальше могут не читать, это бессмысленно, но распечатать и положить в бардачок желательно. Вдруг  на дороге попадется  автомобилист, который разбирается в машинах, и прочитав этот текст сможет помочь.
 В колодке диагностики DLS3 есть два контакта, которые нас интересуют. Это контакт номер 12(TS) и 13 (TC). Одним контактом можно воспользоваться для считывания и стирания ошибок ЭБУ электроусилителя. Другим – для инициализации датчика вращающего момента и калибровки датчика нулевого положения руля.

Согласно Российскому законодательству, отдельные статьи которого  пишутся для дебилов нашей необъятной страны, я обязан вас предупредить о том,  что все что вы делаете, вы делаете на свой страх и риск. Ответственность за сделанное  несете только вы.

Стирание ошибок и калибровка

Если у вас автомобиль Toyota, и есть электроусилитель, то на щитке приборов есть красный индикатор P/S. Он загорается в случае наличия неисправности в электросистеме рулевого управления. Если он загорелся  и руль стал тяжелым,  первым делом  надо считать ошибки ЭБУ.

Делается это так:
1. Специнструментом (куском проволоки) замыкаем контакт 13 ( TC ) на «массу». 
2. Включаем зажигание.
 На щитке приборов начинается цветомузыка из всевозможных лампочек, но нас интересует только P/S. Считаем количество вспышек и если получаем только код 15, то вам повезло, нужно произвести калибровку датчика нулевого положения. Если там есть другие ошибки то возможен дорогостоящий ремонт.

dls3
dls3

Далее. Надо стереть коды ошибок. В автосервисе могут ругаться, что вы туда лазили, и стёрли все ошибки, и трудно будет искать проблему когда ошибок нет, и  они будут правы. В автосервис надо ехать тогда, когда горит лампа PS и ошибки сидят в памяти ЭБУ.

Для стирания кодов ошибок делаем так:
1. Замыкаем контакт 12 (TS ) на «массу».
2. Включаем зажигание.
3. Отключайте и подключайте контакт 12  (TS) на «массу»  4 раза или больше в течение 8 секунд.
Смотрим на лампу P/S. Она сначала начнет часто моргать, примерно 2 раза в секунду, потом начнет выдавать коды ошибок.  Если остался только код 15, выключаем зажигание и приступаем к следующему пункту. Если кодов ошибок больше — едем в автосервис, самостоятельно электроусилитель уже не починишь.

Код ошибки 15 говорит о том, что сбилась калибровка нулевого положения руля. Её провести не сложно.
Калибровка нулевого положения руля.
1. Устанавливаем колеса прямо.
2. Соединяем контакт 12 (TS) и «массу»  (Зажигание выключено).
3. Включаем зажигание.
4. Размыкаем контакт 12 (TS) и «массу».
5. Ждем пока погаснет лампа P/S.
Во время калибровки нельзя крутить руль, иначе калибровка будет произведена неправильно, или не состоится!

Если  после этих процедур  лампа P/S не погасла, значит вы сделали что то не так. Обратите внимание на один нюанс чуть ниже. Или в системе присутствует неисправность, которая требует вмешательства специалистов автосервиса.

Есть один маленький нюанс. На некоторых машина в разъеме DLS3 контакт TS может находиться на месте 14 или на месте 12го пина. Обратите на это внимание.

Если прочитав эту статью у вас возникли сомнения в своих силах, то лучше не браться за это дело самостоятельно,  а обратиться в автосервис.

Как устроен электроусилитель  автомобилей Toyota и советы по эксплуатации читайте в следующей статье.