Проблемы подвески
Все мы ездим по дорогам, вернее сказать по направлениям с твердым покрытием, канавами, колеями, кочками, ухабами и ямами. Как таковых, дорог, в нашей стране к сожалению, крайне мало. Водителя от окружающего его мира отделяет кузов автомобиля, а кузов от дороги — подвеска. Если посмотреть на легковую машину снаружи — то мы увидим четыре колеса (по два с каждой стороны), и больше ничего, кроме кузова. Но это только с наружи, если заглянуть под машину, то мы увидим большое количество непонятных деталей(рычагов, стоек, стабилизаторов опор, подушек и т.д.), называемых подвеской автомобиля, или ходовой частью.
От состояния этих деталей зависит, как автомобиль будет вести себя на дороге. Чем выше класс автомобиля — тем сложнее и комфортнее его подвеска, ну и соответственно дороже ремонт. Если класс ниже — тем она проще, и менее комфортна, но и ремонт обходится дешевле. Самая простая подвеска у телеги, как на ней едется надеюсь объяснять не надо. Описывать модели и системы я тут не буду, нет смысла, а вкратце опишу основные детали, и узлы:
1. Амортизаторы и амортизаторные стойки.
Они ставятся отдельно или совместно с пружинами, и служат большей частью для того, чтобы гасить колебания пружин, и не приводить кузов автомобиля к циклическому раскачиванию вверх-вниз. В принципе в этом заключается вся их работа. Если они ее не выполняют- то на ровной дороге ничего страшного не происходит, машина едет, водитель получает удовольствие от плавного покачивания(почти как на волнах) кузова, и все кажется хорошо. При попадании на дорогу, с ямками и кочками, мягкое покачивание переходит в более интенсивное, увеличивается амплитуда хода подвески. И машина начинает хуже управляться, рыскать по дороге.
Особенно неприятно, когда одна сторона попадает на неровность, машину начинает раскачивать из стороны в сторону. И если скорость достаточно большая, то неприятные ощущения усиливаются, и амплитуда раскачивания может довести до прекращения контакта колеса с дорогой. А при попадании автомобиля на мелкую гребенку, приводит к резонансу колебаний колес, и возможность отрыва от дороги сразу двух колес одной оси. Как вам? Представляете два передних колеса с определенной частотой просто зависают в воздухе? Поворачиваешь руль в сторону, а машина едет прямо, и изменяет направление движения не сразу, а кусочками. Подобное ощущение можно испытать зимой на льду. В общем оно не из приятных, но это в самом плохом случае. Рабочие штоки амортизаторов от грязи защищают пыльники, если пыльник отсутствует то срок службы амортизатора очень резко уменьшается. Процесс умирания пыльника выглядит примерно вот так:
А еще там есть отбойники, они одеваются на шток амортизатора, и не позволяют стойкам стучать по кузову, при сильных пробоях подвески. Вот они до и после.
2. Пружины.
Они в принципе определяют высоту клиренса конкретного автомобиля, то есть, высоту возвышения кузова над дорогой. Со временем пружины проседают, и уменьшается клиренс и массу перевозимого груза. Различаются в основном по жесткости и высоте самой пружины. Иногда они ломаются, и кузов со стороны сломанной пружины становиться чуть ниже. На скорость не влияет, но немного неприятно.
3. Рычаги подвески.
Ими колесо соединяется с кузовом, на одно колесо может приходиться от двух, до семи и более рычагов. Сзади систему рычагов может заменить одна балка, которая держит сразу два колеса. Вкратце: задача рычагов состоит в том, чтобы обеспечить колесу максимальный контакт с дорогой, при различных положениях кузова, в поворотах, перестроениях, попадания в ямы, и прочие неровности. Рычаги имеют различные формы, и назначения, но их объединяет одно, у них есть подвижные соединения — сайлент-блоки, которые любят терять упругость и рваться. Невооруженным взглядом это не заметно, но это видно по неравномерному износу резины, и стукам в подвеске, и по подруливанию на дороге.
4. Стабилизаторы поперечной устойчивости
Есть передние и задние, на более дешевых машинах (не по продажной цене, а по классу) задний стабилизатор может отсутствовать. Служат для сохранения устойчивости автомобиля на неровностях, и уменьшения крена автомобиля в поворотах. При спокойной езде его присутствие незаметно, но при износе его втулок или стоек, грохот стоит неимоверный. А вот такое встречается не часто:
5. Шаровые опоры, рулевые тяги и наконечники.
Это вещи, которые позволяют деталям подвески поворачиваться относительно друг друга. Рулевые – поворачивают колеса, и при их износе увеличивается люфт в рулевом управлении, а при разрушении просто теряется управление автомобилем. На шаровых опорах держится колесо, и при ее разрушении колесо становится домиком, или просто выворачивается наружу, и ехать можно только на эвакуаторе.
6. Подшипники ступиц.
На них колеса вращаются, при появлении гула при вращении колеса, или люфта при качении его руками- подшипник надо менять. В противном случае его может заклинить, или разбить на столько, что, скоба тормозного суппорта будет тереть по тормозному диску, создавая неприятные звуки, и уродуя тормозной диск. Вот так выглядит рабочая поверхность поврежденного подшипника.Если вовремя не заменить его, то к неприятному гулу добавятся неприятные последствия.
Вкратце пока все, подробно расписывать нет смысла, я не профессор, но вот тут несколько фотографий, до чего не стоит доводить подвеску.