Site Overlay

Неисправности аккумулятора

Неисправности аккумулятора

 Или почему он быстро выходит из строя.
У меня не было возможности досконально изучить систему зарядки автомобиля с системой Старт-Стоп, и вот наконец то она появилась. И теперь я могу объяснить, почему на новых автомобилях, с системой старт-стоп, быстро выходят из строя обычные аккумуляторы.  Также добавлю, почему надо правильно подобрать акб к своему автомобилю, а не покупать «самый лучший аккумулятор» что есть на рынке  на сегодняшний день. Неисправности 

Старые автомобили имели совершенно тупую систему зарядки. При запуске двигателя генератор начинал работать, и по максимуму выдавал рабочее напряжение в бортовую систему автомобиля.  При этом сам генератор контролировал напряжение в бортовой сети, и корректировал его. Напряжение было 14.2-14.5В в зависимости от модели и года выпуска авто. По мере прогрева генератора, и заряда акб, напряжение падало и держалось в пределах 13.8 — 14.0 В. Этого вполне хватало для поддержания заряда акб в нормальном состоянии.
Так как  свинцовый акб невозможно «накормить» электричеством, то погрешности перезаряда особо не учитывались. Они просто вылезали на поверхность аккумулятора в виде паров электролита. И в принципе все всех устраивало. 

Немного позже акб улучшили и стали добавлять в них кальций. На этикетках появилось обозначение Са/Са, и это повлекло за собой увеличение зарядного напряжения в бортовой сети. Для хорошего заряда кальциевого акб нужно 16В, но рамки автомобилестроения ограничены стандартом максимум  15В. И по сути эти Са/Са аккумуляторы используются недозаряженными, со всеми вытекающими последствиями.  Особенно важно прочитать инструкцию по использованию акб. Эти инструкции в свободном доступе на сайтах производителя. АКБ Аком. а сайт Тюмени пока на реконструкции. 
В которой написано что заряжать батарею вне автомобиля  надо специальным устройством, с напряжением 16В. А автомобильный регулятор напряжения для Са/Са настроен так что выдает в бортовую сеть 14.5-14.8в. И это продлевает срок службы Са/Са, и сокращает обычной акб.

неисправности аккумулятора
неисправности аккумулятора
неисправности аккумулятор

Но технологии не стоят на месте, позже контроль за зарядом акб передали блоку управления двигателем. Вернее не контроль, а команду заряжать акб или нет. Каким то волшебным образом измеряли температуру акб, и в случае ее перегрева в генератор шла команда: Не заряжать акб!  И заряд акб прекращался. А возобновлялся при падении напряжения в бортовой сети до определенного уровня.  И все люди, кто ставил на такие машины обычные аккумуляторы старого образца не понимали, почему они быстро выходят из строя.

А ларчик просто открывался- появились акб с системой EFB. По факту это улучшенная система свинцового аккумулятора которая позволяет делать глубокие разряды батареи, и быстрый заряд более высокими токами. Обычные свинцовые батареи это не прощали, и достаточно быстро выходили из строя из-за постоянного недозаряда. Но так как японцы считали что все кроме них тупые, то не заморачивались защитой генератора от вмешательства очумелых ручек. А эти ручки находили нужный провод, откусывали его от разъема генератора, и проблема исчезала. Генератор начинал работать как и раньше, постоянно заряжая акб по старинке.

неисправности акб

Неисправность аккумулятора - несоответствие

Потом японцы придумали другую систему, в генератор идет всего один провод, который управляет зарядом акб. А контроль за зарядом перенесли на минусовую клемму акб. При этом машину снабдили системой  Старт-стоп для экономии топлива. Вот тут вообще началась песня. Система старт -стоп в начале поездки включается по умолчанию, и при остановке автомобиля на светофоре или в пробке глушит двигатель. Но пока оставили возможность ее выключения, если вас бесит внеплановая остановка двигателя.  Т.е. в начале поездки вы нажимаете кнопочку, и система старт-стоп выключается, до приезда в пункт назначения. Очумелые ручки придумали небольшую плату с электроникой, которая имитировала нажатие кнопки при запуске двигателя. Эта плата позволяла включить систему в любой момент, когда она потребуется. Те кто с электроникой не дружил, типа меня, просто банально замыкали два провода на кнопке, наглухо вырубая систему.

Но самое большое западло от японцев все равно осталось. Это скачущая зарядка акб, которая убивала обычный дешевый аккумулятор. Подключив напряжометр в бортовую сеть, я контролировал показания вольтметра. Они скакали от 12.4 до 15.2В!  При всем подобном безобразии это нормальная работа генератора на данном автомобиле. Магнитола особо ничем себя не проявляла, а вот дворники двигались медленнее, и это было заметно на глаз.
Особенно порадовал холодильник который стоял в багажнике. Он банально отключался при падении напряжения, считая что в бортовой сети проблема, и  испорченные продукты куда лучше, чем остановка на трассе, по причине обесточенности, и полного разряда акб.

В этот раз пришлось покопаться в машине,  и выяснить причину этой беды. Все оказалось банально. На минусовой клемме стояла черная коробочка, которая тупо контролировала циклы, токи, заряда — разряда акб, и передавал данные в ЭБУ. ЭБУ соответственно давал команду заряжать или разряжать аккумулятор, и все работало в штатном режиме.  Но только для акб  серии EFB. Для обычного акб все оставалось плохо.

контроль акб
контроль заряда акб

Ломать ЭБУ не хотелось, по этому просто отключили разъем датчика от минусовой клеммы аккумулятора. Ничего страшного не произошло, лампа «проверь двигатель» не загорелась, мотор как работал, так и работает, и никакие вспомогательные системы не отключились.  Правда при компьютерной диагностике вылезают кучи ошибок по поводу неработающей системы зарядки EFB , типа система не видит датчик, и куча ошибок по линии коммуникации CAN, которые ссылаются на этот же датчик. Но это не страшно, главное что напряжение в бортовой сети стабилизировалось, и находится в пределах 13.8-14.2В, и никаких глубоких разрядов, и бросков до 15В.  Так что снова можно использовать старый добрый дешевый аккумулятор.

Что касается аккумуляторов с технологией EFB. Если это буржуйский именитый производитель, то там действительно сделано все по уму, и есть принципиальные изменения в конструкции. И он будет служить намного дольше чем обычный акб.  Надеюсь вы понимаете, что за технологии и разработки приходится платить. Так что стоимость акб с технологией EFB будет выше, причем существенно выше чем вы ожидаете.

акб EFB

Если это Российский производитель, то тут все печально. За маркетинговый смысловой понос никто не отвечает.
«Наши аккумуляторы сделаны по Марсианской технологии, и работают в три раза дольше обычных!»
Хомячки скупают марсианские аккумуляторы, эксплуатируют, понимают что что-то пошло не так, ну не работает марсианская технология как заявлено. Начинаются претензии, разборки, и скандалы.  На что производитель отвечает: Марсианские технологии разрабатывались для Марса, а вы эксплуатируете наши  аккумуляторы на Земле, а тут совершенно другие условия, гораздо хуже чем там. Вот езжайте с нашими акб на Марс, и эксплуатируйте, а потом и поговорим.

Аббревиатура EFB говорит о том, что это улучшенная аккумуляторная батарея, но она не уточняет в каком месте сделаны улучшения. Так что заплатив на 1000р дороже за продувку ушей, не факт, что вы получите батарейку с увеличенным в три раза сроком службы, двойным сроком гарантии, и прочими рекламными трюками.  Там может быть более удобная ручка, и более красивая наклейка.

аккумулятор реклама

Аккумулятор AGM

Далее есть еще один тип батарей- с технологией AGM. По сути это промежуточная версия между акб с жидким электролитом, и сухими литиевыми аккумуляторами. Электролит там находится в состоянии геля, или желе, пластины упакованы в полимерные пакеты, до кучи набросано еще немного фиксиков, которые следят за внутренним миром батарейки. По факту эта батарейка разработана для гибридных автомобилей. Которые могут достаточно большое время стоять в пробках или ехать с заглушенным ДВС, а бортовая сеть питается от 12 акб, и потребляет электричество. Соответственно акб получает более долгий и глубокий разряд, а водитель экономию топлива.

Так что маркетологи правильно расписали все полезности этой технологии, но умолчали об одном недостатке- заряд батареи. Заряд батареи нужно контролировать, так как технология AGM не любит перезаряда. И когда владелец старого ведра с болтами, покупает аккумулятор с технологией AGM, ставит на автомобиль, и очень сильно удивляется, почему батарея не отработала даже гарантийный срок. А банально вышла из строя на половине гарантийного пути. Он несет это дело в гарантию, а там ему говорят что вы сами убили батарейку неправильным зарядом.

зарядное устройство

Все дело в том, что гибридные автомобили рассчитаны на использование аккумуляторов AGM. В машине встроен контроллер, который контролирует ток заряда, температуру акб, и прочие необходимые параметры. Которые нужны для длительной работы акб. А обычный автомобиль, этого не делает, и заряжает батарею с избытком. В итоге она выходит из строя еще до конца гарантии.  С таким же успехом можно напоить лошадь бензином, для того чтобы она бежала быстрее. Если хотите чтобы под вами был Пегас, и он смог полететь- поите авиационным керосином. Вот только не подносите горящую спичку под хвост лошади, иначе вылетите из седла, не успев моргнуть глазом. А после будете долго и дорого лечиться в больнице, потому что это не страховой случай.

Литиевые аккумуляторы

Последний писк моды — литиевые, или Li-Fe-Po4  аккумуляторы. Тут пока все сложно, потому что тема не изведана, и ее производят китайцы. Люди ставят такие батареи на машины, говорят что все супер, но качество изделий пока хромает, но в целом они довольны. Тут много НО, которые надо решить, так что эту тему пока рассматривать не будем.

Скажу только то, что из плюсов у этих акб  хорошая характеристика разряда. Т.е. 12в акб держит до потери своего заряда на 70% . А потом встроенная электроника выключает его для предотвращения повреждений.
 У свинцовых батареек все наоборот, при разряде на 30% , напряжение проседает, и дальнейшее использование ведет к разрушению батареи.  Так что Li-Fe-Po4  батареи обычно используются в кемперах, автодомах,  катерах , лодках с электромотором и подобных устройствах. Которые подзаряжают его за счет солнечных батарей, и бортовой сети автомобиля при транспортировке.
А еще эти батареи не любят мороза( сильно уменьшается кпд), и заряд большим током — это сокращает срок службы.

аккумуляьор литиевый

Какой можно сделать вывод? Не надо гнаться за новыми технологиями, они не всегда подходят к вашему автомобилю. Перед покупкой акб внимательно изучите систему зарядки вашего автомобиля, и подбирайте соответствующий аккумулятор. Не ведитесь на дешевизну «новых технологий» они не могут стоить дешево. Если вас убеждают что за счет массовости производства цены упали — скорее всего это маркетинговый обман.  
И соответственно чем дешевле АКБ — тем меньше его срок службы. Но это уже будет в другой статье.