Site Overlay

Рукожопы.

Или безрукие механики по жизни.

В последний год стало приезжать очень много машин  с реальными косяками, после чудо-мастеров, которые должны по долгу работы выполнять её идеально. Потому что для этого у них есть все. И ежемесячное обучение, и специальный инструмент, и условия работы, и контроль за выполнением работ. Вот такие косяки мы периодически получаем после замены колодок у официального дилера. Причем марка автомобиля роли не играет, это может быть и Субару, и Тойота, и Мазда, но их объединяет одно — официальный дилер.  Я объясню как это получается.

В свое время я пытался устроиться на работу к официальному дилеру Тойота. К тому, который находился поближе к дому, чтобы не мотаться через весь город на работу. Хотелось поучиться, по возможности построить карьерную лестницу, и выбиться в «люди», а не всю жизнь крутить гайки. Звоню, спрашиваю на каких условиях меня могут принять и какова зарплата. Про высокую зарплату на первых порах я даже и не думал. Но она все равно меня очень сильно удивила. При моих 30-35тыс. руб. на тот момент, мне нарисовали всего 15 т.р. Это в два раза меньше, чем я зарабатывал в занюханном автосервисе.

Ну ладно, ради своего будущего можно потерпеть такие финансовые потери. Переходим к графику работы и длительности испытательного срока. Тоже оказалось заманчиво. Когда я буду в основном составе, то график работы у меня будет 2 через 2 по 12 часов. В принципе нормально, сейчас так многие работают.  На время испытательного срока 3 через 2 по 12 часов, я переспросил, вдруг неправильно понял, и вместо 10 часов услышал 12? Оказалось правильно: 3 работаешь, 2 выходной, по 12 часов.  Испытательный срок длится 3 месяца! И если начальство не поймет как я работаю, хорошо или плохо, то испытательный срок мне могут продлить!

Круто!  Я конечно был молодым и глупым, но не безмозглым. Хоть в школе перебивался с двойки на тройку, но спасибо ей, учителя  считать научили. В основном составе я в месяц отрабатываю 180 часов, а на испытательном сроке — 216. Если перевести это на обычные 5ти дневные недели, то мой рабочий день будет составлять не 8 часов, а 10.
И вы думаете, что люди, с таким графиком работы и такой оплатой труда будут работать как папа Карло? Они будут работать спустя рукава, и им наплевать и на клиента и на то что будет после них.

Чтобы понять, может человек работать, или его надо послать — достаточно поговорить максимум 15 минут. По крайней мере мне больше не требуется, чтобы понять квалификацию человека. Ну хорошо, можно дать ключи в руки и попросить выполнить несложную операцию, это в крайнем случае. Но вполне достаточно подвести к машине, поставить задачу, и попросить кандидата ткнуть пальцем в те детали, которые необходимо снять для успешного выполнения. Желательно чтобы еще указывалась последовательность действий.  И сразу станет понятно, знает этот человек автомобиль или нет.

Так как все любят экономить, то нанимается дешевая рабочая сила на простую и неквалифицированную работу. А ждать от такой рабочей силы качественного исполнения — это бред. Причем это касается всех автосервисов. А с сетевыми и мультимарочными автосервисами — так вообще сказка. Открыть новый сервис- 2-3 месяца. По этому они растут как грибы после дождя. А вырастить нормального механика — 1 год, это при условии, что у него есть техническое образование и голова на плечах. Если головы нет — 3 года. За это время даже обезьяну можно научить крутить гайки. Про серьезных специалистов — это вообще тяжёлая тема.

Я лично видел мастера, который недавно пришел работать в автосервис. При мне ему поставили задачу: поменять тормозные диски. Работа элементарная: снять суппорт, отвернуть скобу суппорта, и снять тормозной диск. Поставить новый, и собрать все обратно в той же последовательности, не забыв при этом поставить новые колодки. Мастер взялся за выполнение, но почему то решил не отворачивать скобу суппорта. А вытащить диск так, просунув его между ступицей и скобой. Он был близок к успеху, осталось мелочь — немного отогнуть скобу и дело в шляпе. Но силенок не хватало, и парень ушел за большой монтировкой. Когда он воткнул её в скобу суппорта, я его остановил и показал что надо сделать. В его глазах было изумление, а ответ просто испепелил меня: а я всегда так делаю!

 Я извинился что помешал ему работать, и присоединился к обсуждению скидки на только что осмотренный мной автомобиль. Который мы с клиентом  приехали покупать. К чести парня, могу сказать только то, что лом он отложил, и пошел за ключами. Как он менял второй диск я не знаю, мы закончили торги, и покинули этот гостеприимный автосервис.  На самом деле снять тормозной диск без откручивания скобы суппорта можно, некоторые модели Митцубиси Паджеро это конструктивно позволяют, но это скорее исключение из правил.

Простая операция по замене масла.

Недавно приезжал знакомый, жаловался на то, что самому лень было менять масло в двигателе, и он заехал в ближайший к дому автосервис. Там ему не смогли поменять масло, не отворачивается сливная пробка!!!!  Они пытались её открутить в районе часа, но так и не справились, и отправили его куда подальше.

Конечно сливная пробка не будет отворачиваться, потому что эти чудо-мастера не знают в какую сторону отворачивать, по часовой или против. Когда смотришь на наручные часы сверху вниз — то отворачивание идет справа-налево. А когда смотришь  на эти же часы снизу, то соответственно слева-направо. Одноклеточные стояли снизу часов, вернее машины. Направление известно, сила есть, процесс пошел. После щелчка пробка начала крутиться легко, но толку было мало, она не хотела выниматься.

Потому что болт до упора вошел в гайку, приваренную изнутри поддона, и сорвал сварку. И чтобы все исправить, надо снять поддон двигателя, зажать гайку, раскрутить затянутое соединение, приварить гайку на место, и поставить поддон обратно. Попутно открутив 4 болта на выпускном коллекторе, которые 14 лет не отворачивались. Меня даже не интересует уровень интеллекта этого механика. Если он не знает, в какую сторону закручивать, а в какую откручивать.  

Покупка подержаной машины у дилера.

Еще один интересный случай, но уже с дилером тойота шереметьево. Звонит клиент, просит съездить выбрать подержанный автомобиль с площадки официального дилера. Машинки не новые, побегавшие, на выбор 3 штуки. Одна с роботом, её отмели сразу, потому что робот это зло. Вторая была подменной у дилера, и вся по кругу покоцана, как будто она крутилась на постаменте, и её несколько часов методично забрасывали камнями. На машине не осталось ни одной детали, которая не требовала покраски.  Даже крышу надо было красить! И это при пробеге в 23 000 км. Она тоже отметалась, стоимость шпатлевания и покраска увеличивали стоимость автомобиля в два раза, и смысл покупки отпадал.

Третья машина была вообще конфеткой! Блестела, сияла, пробег скручен, манагер прыгал и скакал зайчиком вокруг неё. Она не имеет ни одного изъяна, не бита, не крашена, полностью обслужена, и вообще в идеале! Не в угоне, не под залогом, короче говоря — сказка, тем более за такие деньги. Я достаю щуп из автоматической  коробки — масло на нем черное. А на спидометре всего 64 000 км, на новой машине без фаркопа, оно физически не успевает так почернеть.

С маслом в двигателе та же самая история — оно чуть-чуть светлее гуталина. Хотя, по словам манагера «машина обслужена», и стоит на парковке для продажи, и никуда не катается. Кондиционер естественно не работал. И манагер потом удивлялся, как я об этом узнал? Ведь я даже не отходил от капота и мотор не заводился, а в салон никто еще не заглядывал. И кнопочки не нажимал, чтобы проверить работу кондея.

А ларчик просто открывался — шланги идущие к радиатору кондиционера были обрезаны, и висели как сопли. Потому что все передняя часть автомобиля была переварена, и вообще не покрашена в местах сварки. Мало того, жестяные даже не удосужились убрать «усы», которые остались от сварочной проволоки. Так что снаружи машина была конфеткой, а внутри оказалась полнейшим отстоем.

На закономерный вопрос : Какого? Манагер быстренько соскочил- А мы отвечаем только за юридическую чистоту автомобиля, что она не в угоне, и не под залогом!  Да и вообще мы к продаваемым подержаным машинам  не имеем никакого отношения, а только предоставляем площадку для продажи!  Началось все хорошо, машина в порядке и обслужена, а закончилось тем, что я тут не причем, и просто показываю чужую машину, по просьбе продавца!

Так что делайте выводы, и внимательно смотрите что покупаете, даже у официального дилера. Особенно если покупаете подержанную машину с его площадки. Машины не обслуживаются, а просто оцениваются по внешнему виду и выставляются на продажу. Никто не будет приводить машину в порядок и обслуживать, всем нужны деньги и все экономят. А главное, что продавец не будет за нее отвечать, у них есть грамотные юристы, которые будут преспокойно отбиваться от вас в суде.

Покупка нового автомобиля у дилера.

По поводу покупки нового автомобиля в салоне. Хорошие знакомые поехали покупать новую машину к дилеру Ниссан. Один из них был жестянщиком, и прекрасно разбирался в покраске. Им выкатывают машину, они её осматривают, и понимают, что капот, крыло  и водительская дверь отличаются по оттенку от всей остальной части автомобиля! А при внимательном осмотре видно, что эти детали крашены не на заводе.  Да еще лобовое стекло стоит годовалой давности, хоть и оригинальное. Т.е. лобовое стекло 14 года выпуска, а сама машина сентябрь 15го.
Такого на новых машинах не бывает! Или бывает, но только в том случае, если машина сошла с конвейера в январе. А запчасти выпустили в конце года, и не успели привезти на завод.
 ??????

Манагер поломался, но рассказал, что на машину, во время сильного ветра, упала ветка, и эти детали пришлось покрасить, а стекло поменять, на то, которое было на складе. Но если хотите, то мы переставим капот, крыло и дверь с другой машины, с таким же цветом. Люди приехали покупать машину за 2 миллиона, а им предлагают собрать конструктор из двух машин!

Я уже перестал удивляться. Потому что люди рассказывали случаи, когда перед новым годом покупали машины, а весной у них пучилась краска и лезла ржавчина. Они приезжали к дилерам устранить проблему по гарантии, и получали отказ. А основанием было то, что покраска не заводская, и машина была в аварии! Представляете состояние человека, который купил у дилера машину, не был в авариях, не красил, оплатил КАСКО при покупке, и тут нате вам, наше с кисточкой!

Мой нелюбимый дилер "Автомир"

Вот уж где работают законченные уроды, которые нагло врут в глаза и при этом мило улыбаются. Подруга сдала машину в ремонт, не по гарантии, а за деньги. И через день звонит мне и спрашивает, почему не заводится машина? Говорит что снимали аккумулятор, покрасили площадку под ним, и после этого она перестала заводиться. Мастера говорят что виновата сигнализация и её надо демонтировать за дополнительные деньги. Я объясняю, что не надо ничего демонтировать, просто поставьте сигнализацию в охрану, с брелка и снимите, и она заведется. Она ответила что поняла, и пропала.

Еще через пару дней звонит и просит приехать и вместе принять машину из ремонта. Мы приезжаем, из цеха нам выкатывают машину, и отдают ключи. Подруга достаточно дотошная, и проверяет работоспособность сигнализации. Сигнализация все исправно делает, кроме блокировки двигателя. Машина исправно заводится, не смотря на то, что стоит в охране, хотя раньше такого не было. Плюс к этому на коврике лежит снятое реле блокировки.

Мы спрашиваем, зачем в автосервисе сняли реле?  Манагер не в курсе этого, вызывает мастера цеха. Мастер приходит, мы указываем на реле блокировки, которое лежит на коврике, объясняем что оно от сигнализации. И изначально оно стояло на машине и исправно работало. Мастер честно, смотрит нам в глаза, и не моргая задает вопрос:  А зачем вы его сняли?

Мы где стояли, там и упали от такой наглости. Чтобы положить реле на коврик надо: снять тоннель пола между сидений, отвернув 6 саморезов под крест, открутить блок управления двигателем, который прикручен тремя  гайками на 10, откусить 5 пластиковых стяжек, и только после этого можно добраться до реле. Причем все это легко делается обычным ключом от замка зажигания, или от квартиры. Судя по понятиям мастера, он был абсолютно в этом уверен, и стал наезжать на нас что мы сами все сломали. Манагер вернул мастера на землю, и остановил его горячих коней, сказав что мы не успели это сделать, так как он сам пригонял машину из цеха, и реле уже там лежало. 

На этом, в принципе, инцидент на данный момент был исчерпан, продолжение писать не буду, это целая повесть, в итоге могу сказать только то, что в этой истории остались виноваты мы сами. Что мастера автосервиса хорошие, а мы просто ищем повод докопаться до них, и выбить скидку. Так что в эту дилерскую сеть под названием «Автомир» — я ни ногой, и вам не советую, если хоть немного разбираетесь в технике. Если ваши автомобильные познания заканчиваются на кручении руля и нажимании на гудок и педальки, вы готовы платить за развод на ровном месте — вы желанный клиент. Автодилеры любят богатых и неподготовленных.

Мультимарочные сервисы.

Ну так вот, к чему я это все? А к тому, что у нас появились сетевые автосервисы. А там где появляется массовость — очень сильно падает качество. Суть сетевого сервиса такова — максимальный охват клиентов, на каждом перекрестке должен стоять автосервис, и в него должны заезжать на ремонт автомобили, а владельцы нести деньги.

Количество мультимарочных автосервисов растет, а количество механиков остается тем же, где их брать? Они не растут как грибы за одну ночь.  Вот и получается как на войне, умеешь держать ключ? Умеешь крутить гайки? Все, ты механик, вставай в строй — приходи на работу. Поменять колодки и масло в двигателе можно в любом автосервисе, для этого много ума не надо. А вот если что то посложнее — тут нужны специалисты, которые знают устройство конкретной марки автомобиля, а взять их негде.

Их надо растить и учить. Чтобы вырастить грамотного механика по определенной марке авто, нужно около года. При условии того, что у человека есть мозги, и он до этого ковырялся в автомобилях на уровне приличного гаража. Я говорю не про образование, я именно про голову человека, а не про то, что он прослушал курс механика и получил корочки, а не знания.

Второй случай- это гайкокруты.  Тут время обучения от года до трех лет, в зависимости от количества проходов информации по извилинам мозга. Но есть недостаток — ограниченное количество выполняемых операций. Чем чаще одна и та же работа выполняется его руками, тем быстрее он обучается именно этой работе, и никакой другой. Соответственно для обучения другим операциям требуется дополнительное время. И если нарушается привычный порядок действий, то гайкокрут встает в ступор, и не знает что дальше делать. Если ремонтируемое устройство крепкое, то оно выдерживает тупость мастера, если слабое- оно ломается.

Конкретный пример с болтами сход-развала. В основном на автомобилях  болты имеют эксцентрик, и являются регулировочными. Т.е. надо сначала открутить гайку, она ослабляет болт, и он начинает проворачиваться. Поворотом болта выставляется нужный угол, и гайка затягивается. Это обычно в случаях когда всего одна регулировка на рычаге.  На Тойоте Прадо и Лексусах (УПП) передние нижние рычаги имеют две регулировки. И там сделано наоборот, болт фиксирует механизм перемещения, а гайка является регулировочной. Т.е. сначала надо открутить болт, чтобы произвести регулировку, покрутить гайку, выставить угол, и потом затянуть болт.

И все, сначала пытаются открутить гайку. Благо там диаметр болта 14 мм, и он спокойно выдерживает усилие метрового воротка. Потом идет бормотание что там все закисло, и надо пилить, менять сайлент-блоки, и только потом приезжать на сход-развал. Несмотря на то, что операцию по замене сайлент-блоков  сделали две недели назад, и там все замечательно откручивается и вращается. Проблему решает информация от владельца автомобиля, он объясняет, что сначала ослабляют болт, а потом крутят гайку, и дело идет на лад.

Буквально несколько дней назад приезжал таксист, Тойота Камри, 160 000 км пробега, машина в собственности. Жалуется на то, что нет комфорта в машине. Понятие комфорта — это как цвет морской волны в разную погоду. Одним жестко, вторым мягко, третьим шумно, четвертым — нет подстаканника. Мы долго выясняли что ему не нравится, но он так и не смог рассказать. У нас шарики заехали за ролики и в конце концов, просто сделали диагностику ходовой. На удивление ходовая была в идеале!

Потом он рассказал что поменял всю заднюю подвеску, поставил оригинальные амортизаторы, заменил все тяги, втулки и стойки стабилизатора, но счастья все равно не было. После этого он заменил задние цапфы в сборе, потому что замена сайлент-блоков не помогала, но умиротворение все равно не пришло. А самое главное, чего мы от него смогли добиться, это то, что комфорт наступает в мокрую погоду, и чем больше воды на дороге, тем комфортнее в машине ехать! Остается только окропить святой водой, помахать кадилом в салоне и прочитать молитву, и будет счастье.

И тут снизошло озарение, мы посмотрели на колеса. Вернее не на сами колеса, а на их схождение. Стенда сход-развала у нас нет, но на глаз все равно видно правильно стоят колеса или нет. На этой машине задние колеса смотрели друг на друга. Таксист тут же достал бумажку с данными сход -развала и начал ей размахивать как флагом, типа 3 раза делал процедуру, а толку было ноль. Убеждать его было бесполезно, если он ездил к чудо-мастерам, которые выдавали бумажки что все в порядке, а на самом деле нет. Мы просто выставили колеса относительно правильно, и отправили его на тесты комфорта. Он обещал вернуться, если что не так, и комфорт не придет. Но прошел уже месяц, пока от него плохих вестей не было.