Самостоятельный ремонт
Я не хочу запугивать вас, говорить что самостоятельный ремонт это страшно и опасно. Просто все надо делать внимательно, и реально оценивать свои возможности. Не опираясь на разговоры товарищей, которые говорят что делать легко. Им это может и легко, а вот именно вам это сделать будет трудно.
Людей, которые смогут отремонтировать машину можно разделить на несколько категорий:
Которые хотят и могут,
Могут но не хотят,
Не хотят и не могут,
Хотят но не умеют.
Самая страшная их этих категорий — последняя. Одного желания для самостоятельно ремонта недостаточно, надо хотя бы немного разбираться в том, куда собираешься залезть. В принципе, открутить и закрутить гайки — ничего сложного, бери ключ и крути, вот только повезет вам или нет, будет ясно потом.
Несколько интересных случаев самостоятельно ремонта из практики:
Приезжает человек, с проблемой электрики, проблема такова, что при нажатии на педаль тормоза включаются габариты, а при включении габаритов – не горит стоп-сигнал. Вернее он горит, только его не могут отличить от габаритов. В приличном сервисе клиента отправят погулять часика на 3-4, слупят с него сотку бабасов, и тупо поменяют лампочку габарита/стопа на нужную. Самое смешное в том, что в патроне лампочки стоит защита от дурака, и другую лампочку без больших усилий туда не всунешь. Так ведь засовывают, и потом приезжают в сервис устранять проблемы, созданные самим собой, или соседом по гаражу.
Другой клиент на карбюраторном ТАЗу жаловался на сильное ухудшение тяги мотора, и на его чрезвычайную прожорливость. Замена свечей, ВВ проводов, и регулировка зажигания не помогали. Газоанализатор просто зашкаливает! Все произошло после замены воздушного фильтра. Когда сняли крышку воздухана – обхохотались, с нового воздушного фильтра не сняли бумажную полосу, которая закрывала фильтрующий элемент. После торжественного отрывания бумаги, фильтр положили на место, а недоумевающего клиента отправили на тест-драйв, восстановившего тягу автомобиля.
И таких случаев можно привести достаточно много. Но самая главная проблема самостоятельного ремонта состоит в том, что люди видя, как легко это получается у слесаря, считают, что это легко делать и самому, с разводным ключом и пассатижами. Все получается достаточно хорошо, до определенного момента, пока не дойдет до срыва грани гайки или болта. Не отвернув злополучную гайку, сорвав ей грани, приезжают в сервис, и просят починить, предварительно узнав по телефону стоимость работ по замене того, чего не смогли сделать сами. И очень удивляются, когда цена на работу сильно возрастает. Ведь после такого подарка, отвернуть сломанные детали можно с помощью болгарки или молотка и зубила. В другом варианте делают сами, собирают, и что-то начинает стучать, опять едут в сервис, и просят найти, откуда стук.
Иногда собирают, и все работает, но почему-то быстро выходит из строя. Вот несколько примеров: эти стойки собрали вроде правильно, но есть один нюанс, пыльники стоят неправильно, и цепляют за стойку. Пыльник стойки быстро рвется, и песок и грязь попадают на шток амортизатора, и он быстро выходит из строя, и опять стойка в не рабочем состоянии. А если неправильно поставить верхнюю опору пружины( тарелку), то шток амортизатора гнется, со временем, и выводит из строя недавно купленную стойку.
В отличие от совкового автопрома, иностранный производитель все просчитывает и делает более грамотно. Например задние барабанные тормозные колодки, в принципе они одинаковые, но есть один нюанс, фрикционные накладки на них расположены по разному. Это сделано для более равномерного износа, и если поставить их неправильно, то ничего страшного не случится, все будет работать нормально, только колодки будут быстрее изнашиваться.
Про замену ремня ГРМ можно писать долго и много. Самое безобидное – ошибка на один зуб, при неправильной установке ремня, и не произведенная замена сальников и роликов. При неправильном демонтаже шестерни коленвала, ей сильно достается, и могут возникать неполадки в работе двигателя. А незатянутый шкив коленвала, может угробить и сам коленвал, разбив посадочное место шпонки. В общем, не буду о грустном.
Здесь не хочется пугать, а просто предупредить. Что если не уверены в своих силах, и не имеете хорошего инструмента и приспособлений, то лучше самостоятельно не ремонтировать.
Люди часто просят отремонтировать зеркало, которое отказалось складываться. Я разобрал механизм, вернее шестеренки сами разлетелись, под действием пружин. Потом долго сидел, соображал где что стоит, и как работает. Сообразил, но собрать не смог, не хватило сил установить пружину обратно, а специального приспособления у меня нет. Пришлось это зеркало собирать как есть, и делать его не складывающимся. Хотя сам с руками, но больше нет желания возиться с зеркалами, которые складываются электромоторами.
Что может быть проще замены тормозных колодок? – Только замена масла! Только не перепутайте сливные пробки. А то слив масло с поддона, вы будете сильно удивляться, что масло слили, а уровень стоит на месте. И окажется что при замене масла в двигателе, сливаете масло с автоматической коробки.
В это трудно поверить, но я это видел собственными глазами. Приехал знакомый, спросил: можно мне поменять масло? Ну кто же отказывает друзьям? – меняй. Слив масло, он сначала очень удивился, почему масло было слито, а на щупе двигателя уровень стоит на месте!? А потом долго обижался, на то, почему его не остановили, когда он сливал масло не с того агрегата. А нам откуда было знать, где он собирается менять масло.
По поводу колодок — тоже смешной случай. Приехал клиент, говорит что после замены колодок, что то скребет. Бывает такое, особенно на сильно изношенных дисках. Человек менял сам, под руководством таксистов, после замены колодок начало скрести. На вопрос что за ботва? Ответили: Фигня, притрется. Прошло несколько дней, не притерлось, Пришлось ехать в сервис. Снимаем, смотрим, смеемся. 3 колодки стоят нормально, фрикционным материалом к диску, четвертая- наоборот, железкой. Таксисты были правы, со временем притерлось бы, и скрежет пропал.
В последнее время участились случаи приезда клиентов с грохотом в подвеске. Приезжают люди на диагностику- гремит сильно, особенно в поворотах. Проверяешь подвеску- все хорошо, кроме подшипника ступицы, он болтается так, что ездить страшно. Прописываешь замену. А потом появляется сомнение, такое тихое, внутреннее, при таком люфте – должен быть изуродован тормозной диск, а он в порядке. И опустив машину, вручив клиенту баллонный ключ, просишь затянуть нужное колесо. Добиться правды от человека будет невозможно, ну кто сознается что он сам не закрутил колесо. Но зато будет урок, что момент затяжки колеса всегда надо проверять.
Это касается элементарных вещей, я не говорю про сложные. Когда люди перебирают мотор, собирают его, а потом им не нравится звук его работы, или еще хуже- как он вообще работает. Приезжают, и просят помочь устранить. Они не представляют что это такое! По большому счету – это новая переборка мотора с заменой запчастей. По тому что разбираться какой поршень откуда, и где стоял какой клапан- это практически нереально. В свое время я перебирал мотор тестю, на ТАЗу. Тупо надо было поменять 2 выпускных клапана, которые прогорели, плевое дело, работы на вечер, под пиво.
Быстренько развалил мотор, разбросал клапана в определенном порядке, и оступившись, снес все построение из 8ми клапанов и 8ми толкателей. И тут я понял, какую проблему я себе нажил!!!! Два клапана все равно менять, а остальные шесть я замучился впихивать, и подбирать под них толкатели. В общем с горем пополам, проклиная все и вся, глубокой ночью, притерев все клапана, собрав голову, я так и не смог приткнуть один клапан. За шайбами ехать было поздно, в третьем часу ночи мало кто работает. Пришлось делать по хитрому. В общем собрав мотор, я порадовался что ничего не гремит, и все работает ровно. И после таких мучений, искать что где гремит в чужом моторе — это дело не простое, а главное дорогое. Так что имейте в виду, осилите вы задуманное, или нет стоит ли браться за это своими силами. И во сколько обойдется переделка ваших косяков.
В общем, удачи вам в самостоятельном ремонте, если вы дочитали эту статью до сюда.