Барабанные колодки. Замена
Барабанные колодки многие считают не эффективными, типа они тормозят хуже чем дисковые тормоза. На самом деле не все так просто. Да, эффективность барабанных тормозов несколько хуже чем у дисковых, но это обуславливается тем, что люди не знают что надо регулировать зазор в задних колодках.
В результате износа тормозных накладок, зазор между колодкой и барабаном увеличивается, также увеличивается свободный ход педали тормоза. А передние дисковые тормоза работают в обычном режиме, износ передних колодок не сильно влияет на свободный ход педали. Получается что при нажатии на педаль тормоза примерно на 30%, передние колодки уже начинают тормозить, а задние колодки только выбирают зазор между колодкой и барабаном, и ни о каком эффекте торможения речи не идет. И только после того, как педаль перевалит за 30% своего хода, только тогда задние колодки вступают в работу.
Выходит так, что передние колодки загружены на 40% , а задние только на 10%. Так что чем больше износ барабанных колодок, тем больше разница в тормозных усилиях между передними и задними колодками. Отсюда и осознание того, что барабанные колодки тормозят хуже.
Но! Если приподнять рычаг рычаг ручного тормоза на 1-2 щелчка, и тормознуть, то появляется ощущение того, что задние тормоза стали работать намного эффективнее. Все правильно, приподняв немного ручник, вы выбрали свободный ход барабанных колодок, и разница в усилиях между передними и задними колодками стала минимальной. И общая эффективность тормозной системы улучшилась.
А с поднятым ручником ездить неудобно, и ты не знаешь насколько уменьшился зазор между колодкой и барабаном, и возникает вопрос: Что делать?
Ответ очень прост- надо пользоваться ручником. Инженеры предусмотрели эту проблему, и в задних тормозных механизмах предусмотрели регулировку зазора, между колодкой и барабаном. Для первоначальной регулировки требуется убрать затычку и поорудовать там отверткой, чтобы выставить первоначальный зазор. А все последующие регулировки делаются при помощи рычага ручного тормоза. Его нужно просто периодически поднимать и опускать. Когда трос ручника натягивается, срабатывает специальный механизм, и если зазор больше положенного, то специальный рычажок уменьшает зазор до предусмотренного заводом, и ваша система работает на максимуме эффективности. Как устроена одна из систем можно посмотреть на видео ниже.
Но время и влага делают свое дело, и система при попадании в неё влаги начинает ржаветь и терять подвижность. Соответственно механизм перестает работать и эффективность задних тормозов падает. Мало того, если вы не пользуетесь ручником, то троса закисают, и в один прекрасный момент воспользовавшись ручным тормозом, вы получаете возможность на себе испытать насколько не комфортно ездить когда заклинят задние колодки. Но это тема для отдельного разговора, а наш разговор про другое.
В среднем барабанные колодки служат от 100-150 000 км. В зависимости от исправной работы механизмов регулировки зазора. Обслуживания практически не требуют, обычно оно происходит в процессе замены самих колодок. За исключением скрежещущих звуков, которые неожиданно возникают в самый неподходящий момент. Это обычно отгнивают «солдатики» их «шляпки», или стягивающие пружинки. Но это мы сейчас рассматривать не будем, а просто посмотрим видео о том, как заменить задние барабанные колодки. С проблемами задних барабанных колодок будет отдельная статья.
Автоматическая регулировка зазора
Для автоматической регулировки зазора в БАРАБАННЫХ колодках, просто достаточно пользоваться ручным тормозом. Есть небольшая разница, не путайте барабанные задние тормоза и дисковые, с барабанными колодками ручника. Автоматическая регулировка работает только на барабанных тормозах!
Если у вас стоят задние дисковые тормоза, а внутри них барабанные колодки ручника- это не для вас. В вашем случае придется снимать колесо и вручную регулировать колодки ручника.