Site Overlay

Колодки ручного тормоза. Замена.

Колодки ручного тормоза. Замена.

Колодки ручного тормоза, собственно говоря как и сам «ручник», не самое необходимое в автомобиле, когда у вас автоматическая коробка передач. В 95% случаев, в городе ручным тормозом никто не пользуется. Если вы не попали в эти проценты — дальше можете не читать, а гордиться собой. А попали — советую ознакомиться. Смогли прочитать, и не совсем поняли- обращайтесь в автосервис, грамотные механики всегда вам помогут. 

Ручником часто пользуются владельцы автомобилей, которые оборудованы механической коробкой передач. В этих автомобилях проблемы с ручником возникают не часто. В автомобилях с автоматической коробкой эту роль выполняет сама коробка, и нет необходимости постоянно ставить машину на ручник. По этому трос ручника со временем благополучно выходит из строя, а владелец об этом не знает. А узнает только тогда, когда поставит машину на ручник, потом снимет с него и поедет. И никак не сможет понять почему машина так плохо разгоняется, и что за дым сзади машины, и почему так противно воняет?

 Оказывается что трос ручника просто банально закис, и перестал двигаться. Колодки ручника зажали тормозной барабан, и не отпустили. Машина поехала, сила трения делает свое дело, и оттуда такие последствия. Когда вы ставите машину на ручник, вы тянете трос  усилием руки( или ноги). Когда снимаете с ручника, то трос должен вернуться обратно под воздействием пружины. Но вот сила пружины не настолько велика, чтобы вернуть обратно закисший трос. Колодки не отпустили тормозной барабан и здравствуй проблема.

колодки ручного тормоза
колодки ручного тормоза

Как избавиться от этой проблемы?

Очень просто: надо всего лишь 1 раз в день или поездку, если ездите редко, пользоваться ручником. Не надо оставлять машину на стоянке без большого уклона с затянутым ручником. Нужно просто  дернуть его, отпустить и поехать. Трос будет двигаться, ломать ржавчину или окислы, и не будет успевать закисать намертво.

Сами колодки практически вечные и быстро не изнашиваются. Это не рабочая тормозная система, и по этому их проверяют крайне редко. Самый главный враг колодок — время и ржавчина. Ржа проникает под клей, которым фрикционные накладки приклеены к металлическому основанию, и разбухает, тем самым отрывая накладки от металла. И колодки приходится менять.
А вот если вы любитель кататься на затянутом ручнике — смотрите сроки замены задних тормозных колодок.

Если ваш трос все таки закис, и не двигается — обычно его меняют на новый. Все танцы с бубном, замачивания в керосине и прочих химикатах помогают не на долго, и в итоге все приходят к замене тросов. Это быстрее и надежнее. 

Все эти нюансы касаются автомобилей, в которых установлен ручной тормоз с механическим приводом. Если у вас привод ручника электрический — поздравляем Вас, с совершенно другими проблемами. Но об этом возможно будет другая статья. 

А для тех, кому лень читать — можете посмотреть небольшой видео на тему ручного тормоза. Вернее как заменить колодки ручного тормоза. 

Колодки ручного тормоза - отслаивание

Основная проблема любого автомобиля — ржавчина. Она также касается и колодок ручного тормоза. Оригинальные колодки ручного тормоза достаточно дорогие, и небогатые люди их не покупают. А стараются купить неоригинальные аналоги, которые стоят в 3-4 раза дешевле. Производитель неоригинала, чтобы снизить цену, экономит на всем. В нашем случае сэкономлено на лакокрасочном покрытии металлической колодки. Тормозная система не рабочая, а стояночная, так что страшного ничего нет. Но так кажется на первый взгляд.

В результате такой экономии, через некоторое время, металл начинает ржаветь. Страшного тоже ничего — толщины железа достаточно, так что на наш век хватит. Но сама проблема кроется в другом. Ржавчина начинает отрывать клей от металлического основания колодки ручного тормоза. В итоге тормозная накладка, которая должна быть намертво приклеена к металлу — отрывается. И начинает свободно болтаться внутри барабана.

колодка ручного тормоза

Вывалиться из него она не может. Под действием силы тяжести она опускается вниз, и ложится на рабочую поверхность тормозного барабана. Где благополучно начинает потихонечку стираться во время движения автомобиля. Процесс не быстрый, может длиться и год, и два. При этом ручной тормоз будет исправно работать, не подавая признаков неисправности.  Когда толщина накладки уменьшится, и станет соразмерной с зазором между тормозной колодкой и тормозным барабаном. То она попадает в этот зазор и спокойно заклинивает заднее колесо.

Надеюсь рассказывать не надо, что будет с автомобилем, у которого на большой скорости заклинит заднее колесо. Уход от прямолинейного движения обеспечен, а где остановится машина — это уже зависит от обстоятельств. Какие могут быть последствия — тоже.

Как этого избежать?

Очень просто:  Покупать запчасти проверенных производителей, и не экономить на мелочах.
Периодически снимать задние тормозные барабаны( тормозные диски) и проверять состояние колодок ручного тормоза. Если есть какие то сомнения в качестве состояния колодок — их лучше заменить. Ведь последующий ремонт обойдется намного дороже, чем замена колодок. 

Покупая комплекты пружинок и фиксаторов сторонних производителей, будьте готовы более часто инспектировать  задние барабанные колодки. Хотя бы раз в пару лет. Чтобы иметь представление что и в каком состоянии там находится. Успеть вовремя заметить проблему и принять соответствующие меры по ремонту.
Да, в автосервисе это будет стоить дополнительных денег. Дороже чем механик просто заглянет в смотровое окошко, и скажет что колодок достаточно, и еще их менять рано. Но на собственной безопасности экономить не стоит. Осознание важности этого осмотра придет после того, как случится беда. И стоимость осмотра будет несоизмерима мала со стоимостью последствий.

колодки ручного тормоза 2

Заодно надо инспектировать состояние пружинок,  фиксаторов и механизмов колодок ручника. Они тоже страдают от ржавчины, разваливаются и теряют подвижность. Если видны сильные повреждения от коррозии — детали лучше заменить. Или как минимум отчистить от ржавчины, смазать и заставить исправно работать. Обычно, при повреждении, ничего страшного не происходит. Только из заднего колеса начинают издаваться неприятные скрежещущие звуки, которые очень сильно напрягают. И становится страшно ездить на автомобиле. Или раздается щелчок, а после него перестает работать ручной тормоз.

колодки ручного тормоза

Помимо визуального осмотра, надо проверить работоспособность приводных и регулировочных механизмов. Заклинивание приводного рычага  в разжатом состоянии приводит к быстрому износу колодок, перегреву тормозного барабана или диска. При постоянном перегреве возникает деформация металла, и мы получаем  неприятное неравномерное торможение, и удары в педаль тормоза.  

И немного видео. для большей наглядности. 

Как проверить систему?

Самый простой и недорогой способ проверки: Вывесить задние колеса, проверить насколько свободно они вращаются от руки. После этого затянуть ручной тормоз, и снова проверить колеса на вращение, они не должны вращаться. Отпустить ручной тормоз и проверить колеса на вращение. Если они вращаются свободно, как до затягивания ручного тормоза — система работает. Если хоть одно колесо вращается туже чем было — как минимум требуется инспекция узла с разбором и выяснением причин заклинивания.

«Продвинутые» пользователи упрощают эту процедуру. Ставят машину на небольшой уклон и смотрят как она катится. Затягивают ручник, проверяют есть  движение или нет. Отпускают ручник, и снова смотрят на движение. Если движение есть — все хорошо, если нет — у нас проблема.  Точность измерений зависит от величины уклона и массы автомобиля.

Проверка задних барабанных колодок или колодок ручника не сложна. После снятия тормозного барабана или диска, визуального осмотра, и осознания что все хорошо, нужно потянуть за рычаг ручного тормоза. Убедиться в том, что колодки двигаются, и встали в рабочее положение (прижались к тормозному барабану).  При этом механизм автоматического подвода колодок должен сработать. И уменьшить зазор между колодкой и барабаном. Это если у вас барабанные задние тормоза. На дисковых тормозах механизма автоматического подвода обычно нет.

В случае того, что колодки вообще не двигаются, или не возвращаются на место при отпускании ручного тормоза. Выясняется причина проблемы, или прикладываются ручки, или меняются неисправные детали. 

Некоторые нюансы колодок ручника

Если тормозные барабаны давно не снимались, они обычно прикипают к ступице, и достаточно хорошо. И снять их бывает достаточно проблематично. Плюс к этому естественный износ поверхности трения тормозного барабана об колодки. Там образуется бортик из металла и ржавчины, который цепляется за колодки, и тоже усложняет задачу по снятию тормозного барабана.  И чем дольше барабан стоит на машине, тем больше бортик.
Так что инспекция колодок ручника не позволяет сильно прикипать барабану к ступице. И дает возможность счищать бортик на тормозном барабане, если конечно , это будут делать мастера.

Конструкций механизмов барабанных колодок достаточно много, прядка 15-20 видов. Так что в одной статье давать конкретные советы по одному виду  нет смысла. Тут даны общие советы, которые касаются сразу всех систем. А более детально каждую систему  можно будет рассмотреть в отдельных статьях.