Неисправность АБС
Система АБС представляет собой электронный блок, с процессорами, датчиками и проводочками. Она достаточно надежна, но не смотря на это, все равно в ней возникают неисправности. Когда возникает неисправность АБС, на щитке приборов загорается желтая лампочка. Она сигнализирует водителю о том, что в системе возникли неполадки. И надо обратиться в автосервис, для восстановления работоспособности системы.
Как найти неисправность АБС
Процесс выявления проблемы достаточно прост. К диагностическому разъему подключается сканер, и считываются ошибки, которые сохранил блок. На основании полученной информации производится ремонт системы. Обычно из строя выходят датчики абс. Есть случаи что сам блок электроники отказывается работать, но это редко.
Традиционно проблема возникает после вмешательства нерадивых мастеров в подвеску. Они любят отрывать провода от датчиков, когда не обращают на них внимания. Тут все просто, проверяется проводка датчика и замена поврежденной детали.
Датчики абс могут самостоятельно выходить из строя. Просто от времени или от грязи, ржавчины или от перепада температур. Тут тоже все не сложно, прозваниваем провода датчика, сравниваем показания сопротивления обмотки с «мурзилкой», и если они не совпадают- замена датчика. Это если датчики у нас индуктивные.
Если датчик абс магниторезистивный, то обычным омметром его не проверишь. Тут нужен автомобильный сканер, или осциллограф. И придется смотреть импульсы или изменения напряжения, которые выдает датчик. Так что «на коленке» быстро машину не починить.
Про оборванные провода я уже говорил, а про подшипники нет.
На некоторых подшипниках в крышку сепаратора спрятана «магнитная гребенка». Именно с этой гребенки магниторезистивный датчик абс получает информацию о вращении колеса. Магнитная гребенка стоит обычно с одной стороны, а с другой просто крышка сепаратора. И если подшипник установить не той стороной к датчику, мы получим неисправность абс. Сам датчик исправен, а при вращении колеса импульсы с него в блок абс не поступают. Центральный! — У нас проблема!
Почему возникает неисправность абс
Такая неисправность возникает по двум причинам.
Причина первая — незнание особенностей и запчастей конкретного автомобиля. Подшипник по незнанию устанавливается «магнитной гребенкой» в другую сторону. Датчику неоткуда брать информацию, и он просто не работает. Итог- покупка нового подшипника и повторная, но уже правильная установка.
На оригинальных подшипниках, обычно на магнитную сторону, надевается специальная крышечка. Она предупреждает мастера о том, что именно этой стороной надо установить подшипник к датчику.
Но если коробочка с подшипником попала в руки к клиенту, а клиент любопытный…… То крышечка с предупреждением в 100% случаев оказывается на другой стороне. И если мастер доверился указанию крышечки — у нас неисправность абс. Грамотный мастер, посмотрит на информацию, дополнительно проверит её правдивость, и только потом установит подшипник. Правильной стороной к датчику абс.
Вторая причина — не оригинальные запчасти. Братья из Китая замечательно копируют внешний вид, а про содержимое забывают. Каталог не оригинальных запчастей выдает аналоги основываясь на размерах подшипника. Мы покупаем точно такой же подшипник ступицы, но без магнитной гребенки. Зато он в три раза дешевле! Устанавливаем, едем и вуаля- неисправность абс.
Что делать дальше — решает сам владелец автомобиля, или менять подшипник на оригинальный, или ездить с неработающей системой абс.
Редкая неисправность абс
Но иногда возникают неожиданные неприятные неисправности, которые одновременно и сложно и просто найти.
Например: срабатывание системы абс на сухом асфальте перед самой остановкой автомобиля. Вы подъезжаете к перекрестку, на нем уже стоит автомобиль. Вы докатываетесь, нажимаете тормоз, автомобиль замедляется, и в последний момент, практически перед остановкой включается абс. В результате этого, вы вместо того чтобы остановиться, прокатываетесь еще 5 -10 метров. Рискуя догнать впереди стоящий автомобиль, и организовать небольшое ДТП на ровном месте и сухом асфальте.
Если бы на дороге лежал снег, это было бы объяснимо. И водитель заранее предпримет меры: будет ехать медленнее, и нажимать на тормоз заранее. Но на сухом асфальте, хорошей резине, это вызывает большой дискомфорт.
Как так получается? Точный ответ дать сложно, но причина объяснима. Система абс видит что при нажатии на тормоз, одно или два колеса остановились, а остальные продолжают вращаться. Непорядок! Она включается и начинает работать по своей программе. Пугая водителя и увеличивая тормозной путь.
Понятное дело, что владельца автомобиля такой расклад не устраивает, и он едет в автосервис. Там ему подключают диагностическое оборудование, считывают ошибки и ….
Разводят руками. Ошибок в системе абс нет, система исправна! А почему она так некорректно работает- неизвестно. Можно продуть воздухом гребенки датчиков абс, почистить сами датчики от металлической стружки, и все. Других недорогих решений проблемы малограмотный диагност не выдаст. Есть дорогие — заменить датчики абс.
И тут возникает риторический вопрос: кто оплачивает эксперименты? Стоимость датчика колеблется от 9 000 до 15 000рублей. Поменять надо 4 штуки. А если замена не приведет к желаемому результату, и проблема останется? И что делать дальше?
Решение проблемы
В первую очередь надо вспомнить, после чего появилась эта проблема? Если после вмешательства в ходовую часть автомобиля — значит искать в том месте куда прикладывали руки. Про неправильно установленный подшипник ступицы уже писалось, чуть выше.
Например: проблема появилась после установки неоригинальной внешней «гранаты». Гребенка датчика абс может быть немного меньшего диаметра, и из менее магнитного материала. И при небольшой скорости вращения этого колеса датчик абс перестает выдавать импульсы. Блок абс видит что колесо остановилось, хотя на самом деле оно еще крутится. А остальные колеса передают информацию о вращении. Непорядок, и система включается в работу, и мы получаем этот неприятный эффект.
Также индуктивные датчики имеют внутри себя магнитный сердечник, который хорошо магнитит металлическую стружку. Толстый слой металлической стружки также уменьшает чувствительность датчика. Что приводит к аналогичным последствиям.
И самый редкий вариант неисправности абс. После длительного простоя, от ржавчины лопнула гребенка датчика абс. Блок считывает информацию, она идет вроде как правильно, но немного подвирает. И из-за этого происходит ложное срабатывание системы. Которое приводит к неприятным последствиям.
Почему неисправность сложно найти?
Потому что она не очевидная. Ошибок блок управления абс не выдает, дорожный тест тоже покажет что все хорошо. Датчики исправно показывают скорость. Когда срабатывает асб — там вообще начинается свистопляска показаний, и по ним понять уже ничего нельзя. А вот если посмотреть на график выходного сигнала датчика — тут сразу возникают подозрения. И они ведут к конкретному датчику. Но не каждый прибор имеет такую возможность, рисовать графики. И не каждый пользователь прибора умеет им пользоваться.
Визуальный осмотр. Гребенка датчика спрятана внутри поворотного кулака, и защищена от попадания грязи и мусора. Так что просто кинуть взгляд на неё не получится. Надо снять колесо, отвернуть ступичную гайку, выдвинуть шрус из ступицы, прокрутить колесо и внимательно посмотреть на гребенку. И так с каждым колесом.
И вот таким суммарным образом можно найти причину такой редкой неисправности. Или не мучиться самому, и обратиться к специалистам автосервиса.
Редкая неисправность АБС
На старых автомобилях коррозия делает свое дело. Особенно если автомобиль редко используется и долго находится без движения. Ржавчина вырастает в объеме и при езде стирает саму гребенку АБС. Датчик уже не может нормально считать с нее импульсы, и система встает в аварию.
Для водителя выглядит все вот так: включается зажигание, лампа АБС гаснет, сигнализируя о том что с системой все в порядке. Машина начинает движение, и через 200-300 метров загорается лампа АБС. При считывании ошибок система жалуется на неисправность датчика вращения колеса.
Сброс ошибок возвращает систему в рабочее состояние. И при начале движения история повторяется. Замена «неисправного» датчика ничего не меняет. Саму проблему можно увидеть на видео.