Уходит антифриз
Если Вам частенько приходится доливать антифриз в систему охлаждения двигателя — то у вас проблемы. И чем больше вы добавляете антифриза — тем больше проблема. Источники проблем могут быть разными, как и последствия. Если уходит антифриз, то проблему нужно искать, и устранять. По большей части все описанное ниже касается всех автомобилей, ведь они работают по одним законам физики. Но основная информация касается автомобилей фирмы Тойота, которые мы ремонтируем. Начнем с простого и малого.
Крышка радиатора
Если вам приходится доливать 200-300г антифриза раз в полгода или реже, то скорее всего у вас проблема с крышкой радиатора. Её положено менять каждые 2-3 года. Но нигде про это не написано, эта информация взялась из длительного опыта ремонта автомобилей. Звучит по идиотски, но в 70-80% случаев помогает. Каким образом она влияет на утечку антифриза — рассказать не можем, не изучали это явление, но можете проверить сами. Более подробно про крышку радиатора можно узнать вот в этом видео:
Это касается систем где крышка стоит на самом радиаторе, а не на расширительном бачке. Не путайте эти системы, они работают одинаково, но есть небольшие технические отличия.
Радиатор охлаждения двигателя
У него есть несколько проблем.
Первая — от времени трескаются пластиковые бачки, из них при нагреве и повышении давления потихонечку уходит антифриз. Это можно заметить по характерным следам, они такого же цвета как и залитый в систему антифриз. Если вы видите ваш радиатор полностью — это хорошо, вы можете контролировать его герметичность. А если не видите — тут сложнее, придется обращаться в автосервис. Чтобы мастера провели более детальный осмотр радиатора, да и всего двигателя на предмет утечек антифриза из системы охлаждения.
Вторая проблема— уходит антифриз через соединение бачка и сот охлаждения. Это тоже находится при визуальном осмотре. Можно попробовать дополнительно обжать место соединения, но это редко помогает, скорее всего радиатор придется заменить.
Третья проблема — Теплообменник охлаждения автоматической коробки. Это касается в основном автомобилей концерна Форд и Опель, и все что с ними связано глобализацией. У Опелей и Мазд была отзывная компания по замене радиаторов двигателя, в связи с проблемами теплообменников. Там антифриз, через теплообменник, попадал в масло автоматической коробки и потихоньку выводил её из строя. Обнаруживалось это тогда, когда коробка начинала переключать передачи с пинками и неадекватно работать. Но было уже поздно, радиатор под замену, а коробку в ремонт.
На левой картинке маслоохладитель автомобиля Шевролет с мотором от Опеля. А на картинке сам охладитель, и прокладки, которые надо будет заменить, в том случае, если потечет хотя бы одна из них. Стоимость маленьких прокладок начинается с 200р, средних с 400р, больших — с 750р. Сумму надеюсь сложите сами. Ах, да, чтобы добраться до теплообменника, надо снять выпускной коллектор, и добавить еще пару прокладок выхлопа.
У автомобилей Тойота таких проблем не возникает, там все сделано по уму. Максимум что может быть, это сгнить гайка которая держит уплотнение, теплообменника, и оттуда будет уходить антифриз.
Радиатор печки особо не рассматриваем, он сделан целиковым и на сварке. С ним проблем не бывает, если не заливали в систему охлаждения агрессивных жидкостей. Которые проедают металл до дырок.
Также грязь на радиаторе приводит к тому, что уходит антифриз. Казалось бы какая связь между грязью снаружи и уровнем жидкости в системе?
А связь прямая. Из-за грязного радиатора нарушается теплообмен, и двигатель работает при более высокой температуре. При движении автомобиля радиатор обдувается набегающим потоком воздуха, и его хватает для полноценной работы системы охлаждения. А когда вы встаете в пробку в городе, да еще включите кондиционер, производительности вентиляторов недостаточно для полноценного охлаждения двигателя, и начинается перегрев. Для двигателя он не критичен, но в состав антифриза входит вода, и она, попадая в расширительный бак при температуре 100С потихонечку испаряется. Соответственно уменьшая уровень охлаждающей жидкости в системе. На этом с радиаторами все.
Патрубки системы охлаждения
Вот тут кроется очень много проблем.
На самом деле, остались еще умники, которые мажут посадочные места патрубков солидолом, для того чтобы «не текло». С одной стороны это хорошо, не будет течь. А с другой — вы получаете «неразъемное» соединение шланг-патрубок. И когда приходит время разъединить эти два предмета вы получаете проблему. С проклятиями в адрес предыдущего мастера вы сдергиваете шланг, и видите такую картину. Небольшие частички шланга остались на патрубке, сделав его неровным. А внутри шланга у вас появились рытвины, и по большому счету из-за этого шланг должен пойти в помойку. Потому что герметичного соединения уже не будет, в этом месте будет постоянно уходить антифриз.
Спасти ситуацию поможет только автомобильный герметик. Придется начисто, до металла очистить патрубок, также изнутри очистить шланг, обмазать все герметиком и собрать. И если герметик будет хорошим, тогда соединение будет герметичным, именно с этого места антифриз уходить не будет. Таким образом придется переустановить все подобные соединения.
Моторное масло попавшее в антифриз, изнутри разъедает шланги системы охлаждения. Они становятся мягкими, разбухшими и бесформенными, спасать тут нечего, только менять. В противном случае у вас есть шанс, что шланг не выдержит давления в системе охлаждения и лопнет. Произойдет это как обычно не вовремя, и вы об этом узнаете по обильному пару из под капота.
Также от времени на шлангах появляются внутренние трещины. Через них тоже потихонечку уходит антифриз. При обнаружении таких повреждений шланг придется заменить. Но как временная мера помогает сборка на герметик. Помните, чем больше повреждения, тем меньше шансов на успех.
Другие соединения системы охлаждения
Металлические части системы соединяются при помощи прокладок, или резиновых колечек. С плоскими прокладками проще — при установке старую можно обмазать герметиком и собрать соединение, и капать оттуда не будет. А вот с резиновыми пичалька, их всегда желательно устанавливать новыми. Резина со временем от температуры теряет свою эластичность, и принимает определенную форму. При ремонте соединение размыкается, и при обратной сборке колечко не попадает в тоже самое место. Уплотнитель немного деформирован и неплотно прилегает к стенкам. И в итоге, при увеличении давления, в этом месте у нас уходит антифриз. Герметик может спасти ситуацию, но не всегда, все зависит от состояния уплотнительного кольца.
Последствия ухода антифриза
Несмотря на разнообразие причин утечек антифриза, последствия всегда одинаковы — перегрев двигателя. В лучшем случае машина просто закипает, принося потерю времени и неприятные эмоции. В худшем — приводит к серьезному ремонту, со снятием ГБЦ с двигателя. Один из вариантов ремонта двигателя можно посмотреть здесь. Капитальный ремонт двигателя