Какой аккумулятор купить?
Прежде чем прибежать в магазин и купить аккумулятор, нужно провести достаточно кропотливую работу по выбору производителя. После этого нужно выяснить, какая система зарядки в вашем автомобиле. Какова емкость аккумуляторной батареи, и ее размеры( высота, ширина). Какое расположение клемм: Прямое или Обратное. Также важен способ крепления аккумулятора к машине. Азиатское крепление батареи или европейское. И только после этого можно задаваться вопросом какой аккумулятор купить?
Начнем по порядку.
Производителя вы выбираете сами, начитавшись отзывов в интернете. Тут ничего рекомендовать не буду, так как никто не платит за продвижение своих батареек. Единственное что могу сказать, мне нравится производитель Furukawa Battery. На моих машинах стоит второй аккумулятор, и при правильном использовании он служит до 10 лет. Правда цена не совсем низкая, но тут каждый смотрит на толщину своего кошелька. И считает платить сразу и много, или в рассрочку но частями. Покупая один дорогой акб или несколько дешевых, меняя их каждые 3-4 года.
Система зарядки
Акб можно поделить на три основные группы.
Обычные свинцовые, с технологиями EFB и AGM. Все остальные это производные от этих технологий. Некоторая информация по подбору есть в этой статье: Неисправности аккумулятора
Если кратко то у нас три категории автомобилей:
1. Обычный с ключом зажигания.
2. Необычный, с кнопкой Старт-стоп.
3. Волшебный Гибрид.
На обычный автомобиль с ключом зажигания можно ставить обычные свинцовые батареи, и с технологией EFB. Они вполне себе хорошо будут работать при правильной эксплуатации. Которая подробна расписана в документации к аккумулятору.
Необычные, с кнопкой старт-стоп используют в основном акб с технологией EFB. Это обусловлено циклами разряда-заряда, когда автомобиль на светофорах или в пробках глушит двигатель. Они заряжаются более мощными токами, и подвергаются более глубокому разряду. Обычный свинцовый акб тоже будет работать на этом автомобиле, но просто быстрее выйдет из строя, по причине постоянного недозаряда при остановках. И перезаряда во время движения автомобиля. Так как напряжение в боровой сети может достигать 15.2В. Также в инструкции к технологии EFB написано, что заряжать эти акб желательно более высоким напряжением 16.В.
Определить что автомобилю требуется акб и система EFB не сложно. У тойоты достаточно посмотреть на минусовую клемму и увидеть вот такую коробочку с проводочками. Если она есть Ваш выбор аккумуляторов ограничен данной технологией. Как обмануть эту систему зарядки, и использовать обычный акб, можно почитать в этой статье: Неисправности аккумулятора
Волшебный гибрид — тут все просто только технология AGM.
Потому что циклы разряда и заряда намного длительнее. И автомобиль имеет встроенную систему заряда акб с контролем температуры аккумулятора. Напряжение заряда ограничено 14.2В, и в силу особенности конструкции пластин и электролита в виде геля, ток заряда тоже ограничен. Вот небольшой пример AGM аккумулятора, правда он для бесперебойника, но сути это не меняет. Законы физики на этой планете одинаковы для всех. И замена AGM на EFB и обратно нежелательна. Работать будет, но сроки службы сократятся.
Размер аккумулятора
После того как разобрались с системой зярядки, и выбрали нужную технологию, переходим к размерам. Обычно у машины есть пластиковое корытце под аккумулятор, и желательно чтобы размеры акб не выходили за его пределы. В противном случае корытце придется выбросить.
Также не факт, что акб большего размера влезет на место, из-за ограниченного пространства вокруг площадки. Так что лучше руководствоваться размером посадочного места. Есть одна проблемка- японские машины с южных островов имеют акб малой емкости, 42-45 А/Ч. И соответствующие размеры корытца. И акб емкостью 65А/Ч туда банально не встает. В этом случае корытце однозначно выбрасывается, измеряется размер самой площадки под батарею, и эти размеры ложатся в критерии поиска. .
Далее нас интересует высота батарейки.
Чтобы не было такого колхозинга, надо знать высоту корпуса акб. Бывает так, что высота батареи слишком большая, клеммы выпирают над корпусом, а место акб сразу за фарой. И при закрытии капота они касаются его металлических частей. Фейерверк, я вам скажу будет знатный, и шумный, плавно перетекающий в пожар. На это тоже стоит обратить внимание.
Еще есть момент расположения клемм акб относительно его корпуса. Они могут быть утоплены в корпус, а могут выступать над ним. Утопленные — это европейский стандарт, торчащие — азиатский. У америкак все через одно место — у них клеммы могут быть сбоку.
Полярность аккумулятора
Полярность, прямая или обратная, тоже имеет значение.
В редких случаях она без разницы, длины проводов авто хватает на обе стороны, но по большей части, вы не дотянете провода до клеммы на другой стороне батареи. Вам просто не хватит длины проводов. А если не обратите внимание, случайно перепутаете полярность, подключите плюс к минусу — то ваш автомобиль не заведется. В лучшем случае вы обойдетесь заменой предохранителей. В худшем вас ждет визит в автосервис, и попадос на энную сумму денег.
Нюансик есть и в диаметрах клемм.
Японские клеммы обычно тоньше европейских. Но эта проблема решается установкой переходников, которые увеличивают диаметры клемм до европейского стандарта. А если наоборот — на машине клеммы азиатские тонкие, а на акб европейские толстые, у вас проблема. Закрепить их получится, но правильный контакт клемм будет нарушен. Что может привести к перегреву места контакта, во время старта. Пожара не будет, но изоляция проводов может поплавиться.
Крепление аккумулятора
Тут обычно два варианта: Сверху, прижимной планкой или снизу, за выступы на корпусе батареи.
Если крепление сверху — тут играет роль высота корпуса батареи. Иначе придется подкладывать дощечки под планку, или под низ акб.
В случае крепления снизу — надо обращать внимание на наличие крепежных выступов на корпусе. Комбинировать крепление можете как угодно. Каким образом вы закрепите батарею — не важно, хоть гвоздями прибейте. Важно чтобы она надежно была закреплена.
Оставлять незакрепленный аккумулятор нельзя! При торможении, на кочках, и при любой достаточно большой силе сдвига акб перемещается. Например на Тойоте Краун, он может сдвинуться и касаться шкива гидроусилителя. В итоге у вас поврежденный аккумулятор, аварийная остановка, и залитое кислотой подкапотное пространство.
Хотя в большинстве случаев, батарея просто со временем отрывает провода, которыми она питает автомобиль. И на кочке, или в повороте ваш автомобиль глохнет. Если вы его сразу заводите, то он работает без всяких проблем до следующего такого же воздействия. Мелочь, но неприятно, и в экстремальной ситуации, неработающий двигатель …..
День рождения!
Не ваш день рождения, а аккумулятора.
Я в течении 9 месяцев 1-2 раза в неделю проходил мимо магазина торгующего аккумуляторами. На витринных полках стоят кучи аккумуляторов, без движения, и с них просто протирают пыль. Все аккумуляторы просто стояли на витрине, и ни один из них не был продан.
Я каждый раз смотрел на эти стеллажи и ни разу не видел, чтобы хоть один витринный образец стоял на зарядке. В чем подвох? Подвох в инструкции к аккумулятору. Там русским по белому написано, что срок хранения залитого электролитом акб — 3 месяца, а далее следует его подзарядить. Сухие ( не залитые) акб хранятся 36 месяцев. Также в инструкции написано что напряжение на клеммах акб не должно опускаться ниже 12,5в.
Первый год оно не опустится, по причине самовосстановления акб. А в последующие года может. И чтобы не покупать просрочку, вы должны знать, каким образом можно узнать и расшифровать день рождения акб.
Емкость аккумулятора
Бытует мнение что чем больше емкость аккумулятора в ампер-часах, тем лучше для автомобиля.
В этом есть доля правды. В сильные морозы, когда ваш автомобиль не будет заводиться, стартер будет крутить дольше. Создавая ложную надежду на осуществление планов, и поездки на машине. У вас будет 6-7 попыток завести двигатель, а не 3-4. На этом преимущества заканчиваются.
Чем больше А/Ч в аккумуляторе, тем дольше его придется заряжать. Закон сохранения энергии на этой планете никто не отменял. И если ваш генератор не справится с большим объемом заряда во время поездок, вы получите традиционный зимний недозяряд . Для средней полосы, где морозы минус 30С несколько дней за зиму, бензиновому двигателю объемом до 3л достаточно 65А/Ч. Всяким поллитровым турбопукалкам — 45А/Ч. Дизельным моторам от 70А/Ч, им еще перед вращением стартера надо потратить энергию на нагрев свечей накала. По этому заглядываете в техдокументацию автомобиля, выбираете регион, и смотрите рекомендуемую емкость аккумулятора в амперчасах.
Покупка
После этого, когда вы собрали всю нужную информацию, четко определились с моделью батарейки, звоните в магазин. Спрашиваете наличие нужного образца и едете в магазин. Но тут вылетает птичка обломинго. Пока вы добирались до магазина, прошло немного времени, и продавец вам радостно сообщает что вашего избранника уже продали. Но совершенно случайно, у нас есть другой аккумулятор с точно такими же характеристиками, и к вашей радости мы продадим его немного дешевле!
Вам показывают напряжение на клеммах акб, оно будет 12.7в, что соответствует полному заряду. Могут даже ткнуть электронной нагрузочной вилкой, и она покажет «ОК». Берут с вас деньги и поздравляют с удачной покупкой. Но прежде чем отдать деньги, обратите внимание на дату производства покупаемого акб. И чем она позже, тем лучше для вас. В идеале акб не должен быть старше 3 месяцев, оптимально — не более полугода. Акб старше 2 лет вообще продают с хорошей скидкой.
Есть еще одна хитрость продавца, даже две, и работают они совместно.
Первая — вам бесплатно устанавливают новую батарейку на автомобиль. Вторая — за 500-700р выкупают ваш старый аккумулятор. Утилизация старой батареи это хорошо, вас лишили проблемы и еще денег заплатили. А вот с установкой новой на машину есть нюанс. По закону вы можете вернуть товар в магазин в течении двух недель. Но если на нем нет следов установки. А на клеммах, есть следы установки, и присутствует свидетель в виде доброго человека, который помог установить батарею. Так что теперь все претензии только через экспертизу.
Установка батареи на машину
Перед установкой новой батареи на автомобиль её надо зарядить.
Ведь неизвестно сколько она хранилась на складе. Вернее известно, если вы прочитали дату выпуска. Так что взбодрить и подзарядить батарею не помешает. Если она обслуживаемая, то после зарядки обязательно надо проверить плотность электролита.
И вас очень удивит плотность 1.25. Страшного в этом ничего, это батарея для теплого климата, где нет минусовых температур. А в инструкции написано, что плотность заряженной батареи должна быть не менее 1.27. И даже волшебной зарядкой в 16В вы не добьетесь такой плотности.Что надо сделать?
Надо слить часть электролита и добавить более плотного 1.34 для получения нужной плотности. Зарядить, снова проверить, и так до тех пор, пока плотность не достигнет 1.27-1.28. Но это дело долгое и хлопотное, а все торопятся, и времени на колдовство нет.
Так что быстрее всего слить электролит из акб, залить новый с плотностью 1.28, зарядить батарею и поставить ее на машину.
Зарядные устройства тоже разные. И при покупке желательно обратить внимание на то. для какого акб вы их покупаете. Или брать дорогое но универсальное.
Вот после этого, соблюдая правила эксплуатации, вы можете рассчитывать на долгую и безпроблемную эксплуатацию вашей акб.