Site Overlay

Проблемы с тормозами

Проблемы с тормозами

Эту статью интересно будет почитать владельцам любых автомобилей, ведь тормозная жидкость и тормоза есть практически в каждом автомобиле. И проблемы с тормозами может появиться неожиданно. 

Наконец- то нам достался хороший материал по тормозной жидкости! Мы долго ждали того момента, когда приедет машина с неисправными тормозами, и убитыми тормозными цилиндрами, и вот сие чудо произошло. Причем приехала не одна машина, а две и с разными тормозными системами. Одна машина с классической системой, вакуумный усилитель, главный тормозной и все такое. Вторая с более сложной, электронной системой тормозов, АБС и Трекшен контролем в одном блоке. Машины были разными, а причина приезда в сервис одна, ни когда не менявшаяся тормозная жидкость. Смеяться, конечно, можно долго, но когда в машине пропадают тормоза, обычно становится не до смеха.

Что и когда менять, описано в другой статье, в этой описано что происходит, если ничего не делать. Посмотреть что и когда менять в автомобиле можно тут: Периодичность обслуживания

Начнем с простого

В лучшем случае попадаем на переборку Главного Тормозного Цилиндра и суппортов, в худшем на замену ГТЦ. Разобрав ГТЦ и посмотрев , что внутри него можно прийти в ужас, столько ржавчины и грязи, и машине есть чем тормозить.
Первый поршень ГТЦ Второй поршень ГТЦ Бачок ГТЦ
Проявляется это просто , педаль тормоза работает нормально, но приходится давить намного сильнее чтобы остановиться. А потом вообще такое ощущение, что вакуумный усилитель отключили, и давишь на тапку только сам. Очень удобно для развития мышц на ногах. Когда надоедает качать ногу, покупаешь ремкомплект ГТЦ и пытаешься ремонтировать. Разобрав цилиндр, отходишь от первоначального шока, и на радостях что не все запущено – быстренько перебираешь его и втыкаешь на место. Радости нет предела, своими руками, без посторонней помощи, но радость может длиться недолго, возможно несколько вариантов развития событий:

1.«Была проведена профилактика главного тормозного, заменены манжеты, ну и прокачаны тормоза, соответственно. Вдруг на следующий же день замечаю, что машина идёт туго, после остановки вообще отказалась трогаться с места. Случилось это на заправке, там мужик посоветовал водой полить колодки. (Схватило передние.) Помогло, поехал, хотя и с трудом, но метров через 300 опять встала. Повезло, что как раз в этот момент позвонил мне знакомый проконсультироваться по компам, а он кузовщик и парень просто адекватно рубит в авто. Он посоветовал чуть ослабить трубки ГТЦ, снизить давление, ну и затянуть потом обратно. Я сделал — машина поехала. Но будет ли это повторяться в дальнейшем — вот в чём вопрос! Я понимаю, что новые манжеты в той половинке поршня ГТЦ, отвечающей за передние колёса, стали лучше давить жидкость, но что теперь: всегда поднимать капот и лезть сбрасывать давление? Или оно не будет теперь до очередной прокачки нагнетаться до такой степени? Кто сталкивался — прошу помочь разъяснением!»
В данном варианте, либо был куплен неоригинальный ремкомплект, либо неправильно собран ГТЦ, результатом является заклинивание тормозной системы. Резиновые манжеты либо разбухли от тормозухи, либо не стоят в нужном месте, и не дают тормозной жидкости возвращаться в бачок.

2. После переборки, тормозов вообще нет. Причина та же самая, либо кривые руки, либо левые запчасти. Но может быть еще одна причина, вернее две. Неправильно прокачаны тормоза. Начинать прокачку надо с трубок ГТЦ, чтобы вышел воздух из него, а потом начинать качать с дальнего ( по традиции) от ГТЦ колеса. После того как воздух из всей системы вышел, надо прокачать систему в определенном порядке, и будет вам счастье.Схемы прокачки тормозной жидкости тут: Тормозная жидкость, прокачка. Вторая причина – продольные задиры на внутренней рабочей поверхности цилиндра, вот при этой засаде приходится покупать другой ГТЦ, эта проблема не лечится. Хотя есть умельцы, которые полируют внутреннее зеркало цилиндра, и потом еще ездят. Тут уже все на свой страх и риск.

Если все правильно собрано, запчасти хорошие, задиров нет, и прокачана система – то тормоза начинают работать сразу и хорошо.

Более сложная система – это полная засада.

Мало того что там есть Главный Тормозной Цилиндр, так там еще целая куча клапанов АБС и ТРК, датчиков и аккумулятор давления, и свой электрический насос. И когда ты видишь все это в сборе, в тесном моторном отсеке, ты понимаешь, что люди такое изобрести не могли, это было украдено у инопланетян, с летающей тарелки! И проблемы с тормозами увеличиваются в несколько раз. 
ГТЦ АБС ТРК ГТЦ АБС ТРК ГТЦ АБС ТРК ГТЦ АБС ТРК
Представляете, мотор 3 литра, 2 турбины, хитрая электронная система тормозов, выходит из строя, просто умирает от грязи. Чтобы остановить эту машину, без усилителя тормозов, ноги должны иметь силу десятитонного пресса. И на этой машине ездила девочка. С девочкой все в порядке, она не блондинка, а вот с тормозами пришлось повозиться. Жидкость в бачке была рыже — буро – зеленой. Ее там не меняли с 1917 года, ну не знали все предыдущие владельцы, что ее надо менять, а когда приезжали в сервис, то все слесари просто не знали что с этим делать! Там только на блоке 3 прокачных штуцера, 4 тормозных трубки, и еще 4 штуцера на колесных суппортах. От этого девайса все разбегаются, и жидкость в системе остается не менянной, и это приводит вот к таким последствиям.
ГТЦ АБС ТРК в разобранном виде ГТЦ АБС ТРК в разобранном виде ГТЦ АБС ТРК в разобранном виде ГТЦ АБС ТРК в разобранном виде ГТЦ АБС ТРК в разобранном виде ГТЦ АБС ТРК в разобранном виде ГТЦ АБС ТРК в разобранном виде ГТЦ АБС ТРК в разобранном виде

Ремонтировать этот блок не пришлось, поняв ( путем разбора и осмотра), что с главным тормозным все в порядке, и перебирать его нет смысла, а во всем виновата грязь внутри блока, блок был поменян на другой. Разбирать и ремонтировать его было страшно, да и запчастей как таковых на него не было. Но ради интереса его разобрали, посмотреть что внутри. После такого количества промывок тормозной системы, грязь осталась, не только грязь, но и ржавчина, которая не давала работать системе. Так что возиться с восстановлением было проблематично. Кстати, прокачка таких электронных тормозов обычно проводится при включенном зажигании!

Помимо Главного Тормозного Цилиндра есть еще и рабочие тормозные цилиндры, которые стоят на колесах. Там тоже есть свои приколы и нюансы

Тормозные диски и колодки

Доводить тормозные диски и колодки до такого состояния недопустимо, При установке новых колодок на такие кривые диски, добиться эффективного торможения просто нереально, придется ждать того момента, когда новые колодки примут форму диска, и тогда начнется эффективное торможение. А такие изношенные диски, при большой нагрузке могут банально лопнуть, и заклинить колесо. И куда поедет машина юзом – неизвестно.
Убитый диск Убитый тормозной диск Убитый тормозной диск Колодки с этого диска Колодки с этого диска

При неаккуратной замене колодок – можно повредить пыльник тормозного цилиндра, тогда под него будет попадать грязь и влага, и это будет приводить к коррозии рабочей поверхности поршня. А он, в свою очередь, будет приводить к быстрому износу тормозных колодок, т. к. не будет возвращаться, и прижимать колодки к диску. Заметного торможения автомобиля происходить не будет, но колодки придется менять часто. Ремонт не сложен, замена ремкомплекта, и в крайнем случае рабочего поршня. Ну и соответственно перегретые колодки будут выглядеть вот так.
Эх,колодочки!

И не надо доливать тормозную жидкость в бачок! Если жидкость ушла к минимуму — лучше проверить состояние колодок. В противном случае можно получить проблемы с тормозами и вот такой результат.
Эх,колодочки! Эх,колодочки! Эх,колодочки!
Колодки стерлись, и скребли уже металлической основой по тормозному диску. А до цивилизации еще 400 километров, по тому, что в том городе, где это случилось — запчастей на эти машины нет, а если есть- то под заказ. Вот местные умельцы и приваривали колодки от ТАЗа к остаткам родных колодок. Зато машина снова могла передвигаться своим ходом. Последствия — износ металлической основы колодки, и выпадение ее из суппорта, тогда по диску начинает тереть либо поршень( он потом идет под замену) либо скоба суппорта(замена суппорта ). К счастью скрежет стоит жуткий, и обычно до такого не доводят, и в наше время такоe случается крайне редко. По этому фотографий нет.

Направляющие суппортов и пыльники направляющих. Пыльники рвутся от старости или неаккуратности, или от перегрева и времени, а направляющие теряют подвижность. В результате получаем проблемы с тормозами и неравномерный износ колодок. Если колодки разной толщины- то закисли обе направляющие, если верхняя или нижняя часть колодки изнашивается сильнее — с той стороны и проблема. Происходит это от того, что резина со временем теряет эластичность, и неплотно прилегает к посадочному месту. В эти неплотности попадает влага, и начинается процесс разрушения.
Тормозной суппорт место направляющей втулки место направляющей втулки  направляющая втулка Поршень Поршень Почти убитый поршень Ржавчина внутри цилиндра Рваный пыльник Рваный пыльник Не вставленный на место пыльник
В итоге рабочая поверхность поршня перестает быть гладкой, и поршень перестает возвращаться , оставляя колодку прижатой к диску. И колодка начинает изнашиваться быстрее чем остальные.
Эх,колодочки! Эх,колодочки!
Опять все лечится установкой ремкомплекта тормозного суппорта.

Неправильный износ колодок

На Toyota Corolla Е150 существует проблема: неправильный износ колодок. Причем эта проблема только на одной модели, и в принципе на общую работоспособность тормозной системы она не влияет. Просто вот такой неправильный износ тормозных колодок.
Решение проблемы достаточно дорогостоящее- замена задних тормозных суппортов.  И обычно из владельцев никто на это не решается. Проблема массовая, и нет гарантии того, что новый, купленный в магазине суппорт не окажется точно таким же. И проблема останется. 

Также эту проблему можно решить при наличии фрезерного станка, и приборов для измерения кривизны. Но заводов у нас осталось мало, фрезеровщиков еще меньше. Так что это достаточно сложный вариант. 
Саму проблему можно посмотреть на видео.