Site Overlay

Правильная замена тормозных колодок

Если спросить бывалого автомобилиста, как заменить колодки, то ответ будет короток. «Там ничего сложного! Снимаешь колесо, открываешь суппорт, ставишь новые колодки, вдавливаешь поршень, закрываешь суппорт и готово! Ну еще колесо обратно не забыть прикрутить».  В действительности ничего сложно, но это только на словах автомобилиста.

Когда вы возьметесь за это дело сами, то возникнут некоторые сложности. Например чем вдавить поршень в цилиндр? Для этого есть специальные инструменты. Есть недорогие, которые можно приобрести в любом магазине, и их ресурса вам хватит на несколько замен колодок. Есть специализированные дорогие, с помощью которых можно заменить колодки и в задних суппортах, поршни которых надо вкручивать.

Но инструмент,  это еще половина дела. Вторая половина дела — знания, с которыми надо подходить к этой работе. Вынул — сунул и готово, это не совсем правильный подход. Во время замены надо проверить некоторые моменты. Например : состояние тормозного шланга, целостность пыльников тормозного цилиндра, подвижность направляющих суппорта.

Если при замене колодок вы всё правильно сделаете, проверите подвижность колодок, направляющих, поршня, целостность пыльников, наличие смазки. То при дальнейшей эксплуатации у вас проблем не возникнет. Если вы что то упустите, то потом не удивляйтесь, что тормозная система преподносит неожиданные сюрпризы. В виде неравномерного износа тормозных колодок, кидания автомобиля в сторону при торможении, тугой педали тормоза…..

Вот тут краткое описание того, что и как проверить, чтобы у вас не было неожиданных сюрпризов.

Тормозной шланг.

Он просто банально подвергается внешнему осмотру, на наличие вздутий и трещин внешней резиновой оболочки, и возможных течей жидкости. Более подробно можно посмотреть в этой статье: Тормозные шланги.

 

Поршень тормозного суппорта.

Тут происходит визуальный осмотр пыльника поршня. Также,  при вдавливании его на место, оценивается усилие, с которым он заходит внутрь цилиндра. Если усилие небольшое, значит все в порядке, и вмешательство прямых рук не требуется. Если заходит тяжело, то надо проверить, что там под пыльником.  И в случае печального состояния — отремонтировать тормозной суппорт.

 В оригинале ремкомплект тормозного суппорта, имеет все резинки для ремонта обоих суппортов расположенных на одной оси. Чтобы тормозные усилия на обоих колесах были одинаковы. В противном случае мы можем получить неравномерное торможение. В результате которого машину, при нажатии на тормоз, будет вести в сторону. Как отремонтировать тормозной суппорт можно почитать в этой статье: Ремонт суппортов.

Пыльники направляющих суппортов.

Это такие специальные не маслостойкие  резиночки, которые защищают направляющие суппортов от воздействия внешней среды( влаги, грязи). Они могут одеваться на специальные канавки скобы суппорта, а могут иметь металлическую обойму, и запрессовываться в скобу. Конструкции разные, но сути выполняемой работы это не меняет. Эти пыльники очень не любят смазки, которые агрессивно воздействуют на резину — смазку ШРУС, графитную смазку, солидол, литол, и т.д. Для направляющих закрытого типа обычно используют смазки на основе литиевого мыла.
Чем мазать можно посмотреть в этой статье: Смазка для тормозного суппорта.

Если пыльники направляющих суппортов мазать другими смазками, они разбухают и со временем рвутся, переставая выполнять свою функцию. И вы получаете проблему. Так что если уж залезли в пыльники, посмотрите их размеры, как плотно они обжимают направляющую суппорта. Также надо проверить наличие дырок в пыльниках. Если все в порядке, дырок и ржавчины нет, то можно обновить смазку и собрать все обратно. Если проблема есть, то очистить ржавчину и заменить поврежденные детали.

Направляющие суппорта.

Эти детали отвечают за подвижность тормозного цилиндра относительно тормозного диска. Это дает возможность равномерного износа тормозных колодок. Гасит мелкие вибрации вызванные небольшой деформацией тормозного диска. И возможность прямолинейного торможения. Проверить их состояние не сложно. Вполне достаточно визуального осмотра пыльников, проверки усилия перемещения направляющих, и наличие смазки. В идеале обе направляющие  надо вытащить, и убедиться в отсутствии ржавчины, и наличии достаточного количества смазки.

Также неплохо оценить кривизну самой направляющей суппорта. Бывает так, что она искривлена, но в своем посадочном месте двигается легко. А при установке суппорта и затягивании фиксирующего болта, упирается в стенку, и теряет подвижность.  И возникает парадокс, все двигается, все исправно работает, но при этом одна и та же колодка всегда изнашивается быстрее остальных. И приходится менять комплект тормозных колодок примерно на 50%  износа.

Фиксирующие скобки.

Это такие тонкие железочки, которые задают правильное положение колодки в скобе тормозного суппорта. Обычно они делаются из нержавеющей стали и замены не требуют. Но им требуется периодическая профилактика от грязи, а также очистка их посадочного места на скобе суппорта от ржавчины. Дело в том, что скоба суппорта отлита из чугуна, и подвержена коррозии. В результате свободное пространство между скобой и скобкой заполняется ржавчиной. Со временем объем ржи увеличивается, и сильнее прижимает скобку к колодке. В результате этого, колодка теряет подвижность и начинается её повышенный износ.

Эти скобки обязательно должны быть на своих местах. Выбрасывать их нельзя! Если колодки не встают на своё место, то некоторые умельцы выбрасывают одну или несколько скобок. И на данный момент все становится хорошо. Но при следующей замене колодок, когда вы купите колодки с правильным размером, у вас при торможении появится стук. Стук будет одиночным, но при каждом нажатии на тормоз, и достаточно быстро он вас достанет. И вам придется ехать в магазин и покупать новый комплект скобок.

Стук появляется из-за увеличенного зазора, между колодкой правильного размера и скобой. Этот зазор занимала скобка, но её благополучно выкинули, и получили проблему.

Тормозные колодки.

Тормозные колодки должны относительно свободно перемещаться в своем посадочном месте. Не клинить, не закусывать, не перекашиваться. Если колодки очень туго встают на свои места, для начала надо почистить фиксирующие скобки. Выбрасывать фиксирующие скобки нельзя!  Это описано параграфом выше. Если очистка не помогает — внимательно осмотреть новые колодки. А также  измерить их размеры, и сравнить с теми, которые тут стояли.

 Если после проделанных операций, колодки все равно не влезают на место, то их придется подогнать по месту. Молотком забивать колодки на место не приветствуется.

Если вы правильно все сделаете, почистите, смажете, проверите, то работу по замене тормозных колодок можно считать выполненной. И не забудьте после замены колодок, прежде чем завести двигатель, несколько раз нажать на педаль тормоза! Педаль будет мягкой, а потом станет жесткой. И вот только после этого, можно смело начинать эксплуатировать автомобиль.

Если вы не хотите иметь проблем с тормозами, то надо периодически делать инспекцию тормозов. Мы рекомендуем делать это как минимум 1 раз в год. Во время переобувки с зимы на лето. Обычно это делается в теплую сухую погоду. Все равно снимаются все 4 колеса, и открывается доступ ко всем суппортам. Почему бы не проверить состояние тормозной системы, раз уж добрались?